29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Синица не птица? Это как сказать…

1

Акварели Алексея Егорова

Об Алексее Павловиче

Синица не птица? Это как сказать…        Газета Приилимья, 23 января 1993

       В музее им. М. К.  Янгеля вновь открылась персональная выставка с распродажей отдельных картин железногорца Алексея Павловича Егорова. Илимчане уже не впервой встречаются с этим художником, и хотя он, по местным понятиям «не свой», цикл пейзажей илимской земли, на мой взгляд, даёт ему право называться местным художником.
       Где-то в 70-е годы в «Маяке коммунизма» раздался буквально «вопль» Георгия Иннокентьевича Замаратского, где он убеждал нас, грешных, что наши жилища настолько унифицированы стенками и коврами, что мы уже сами становимся неким приложением к квартире, в то время как даже малая работа любого художника играет довольно значительную роль в духовной жизни человека. Помнится, тогда это вызвало ироническую усмешку: «Подумаешь, Левитан местного значения!» Разумеется, ни Н. Барахтенко, ни А. Егоров, ни Г. Замаратский не Левитаны — ну так что? Если в нашем крае нет соловья, значит и синица не птица? Было бы грешно разбрасываться даже малыми крупицами того лучшего, что приобретено и наработано на нашем нелёгком историческом пути.
       Слово «история», как известно, не русского происхождения. Но за многие века оно настолько обрусело, что уже ассоциируется с такими определениями, как «исстари», «старина». И сегодня, когда наши женщины щеголяют в меховых шапках такого же фасона, какой был принят у прапра… бабушек времён княгини Ярославны или боярыни Морозовой, невольно кажется, что ещё существует связь времён. И наша сегодняшняя задача, на мой взгляд, не гоняться за химерами, а хранить то, что нас удерживает на плаву как уважаемую нацию. Тешу себя надеждой, что вот такие выставки станут традицией в нашем районе.
       Окончив в 1966 году Московский университет искусства им. Крупской по курсу живописи и рисунка, А. П. Егоров стал трижды лауреатом всесоюзных фестивалей народного творчества. Выставлялся в области, в Москве. Конечно же, никакая, даже самая прекрасная школа не даст в готовом виде всё, что необходимо художнику для творчества. Художнику обязательно следует еще очень много и серьезно работать, чтобы, воспользовавшись тем, что дала школа, положить все это как фундамент,  выстроить на нем свою индивидуальность.
       Искусство А.  П. Егорова представляет самостоятельную эстетическую ценность, где и вода «мокрая» («На Рассохе», «Братское море. Миндейский залив», «Здесь поют соловьи»), и рассвет зябкий («Утро туманное на реке Холопка»), и беспомощный одуванчик, как цыпленок в первый часы жизни («Юные годы, счастливые дни, как вешние воды промчались они»), и мудрый собачий взгляд («Охотничий натюрморт»), и полнокровно-холодные гроздья черемухи.
       Летний пейзаж практически отсутствует, хотя и есть акварели с таким названием. В основном — ранняя весна или осень. Скромная весенняя палитра для художника не менее заманчива, чем щедрости осени. Краски весны самые быстротечные. Может быть, именно эта быстрая изменчивость пейзажа приводит А. Егорова в состояние особой озаренности. В ней и тревога пробуждения, и неясные томления, и надежда на что-то доброе. Утро в природе — всегда хорошо, особенно утро раннее. Весенние потоки, ручьи прозрачные и холодные, снежные глыбы, доживающие последние часы.
      Художник показывает борьбу холода с теплом, угрюмости с улыбкой. Любит нежный рисунок  кустарников, только что сбросивших зимние одежды. Какое многообразие оттенков в тонких робких стеблях на влажных тропинках, оставленных на очищающейся от снега земле.
Гамма красок, как правило, пестра. Сюжеты избираются по преимуществу у воды. Множество неравномерно освещенных струй или
плывущих облаков усиливает впечатление пространственности. Удивительно, но у Егорова нет статичности — все в движении: живет, дышит, воздействует, даже в таких акварелях, как «Сумерки», «Рыбачий домик на реке Витим». На мой взгляд, абсолютно неудачный передний план в акварели «Ловись, рыбка, большая и маленькая, в Миндейском заливе» (рыбак, собаки), но зато… Какое закатное небо! Не каждому мастеру подобное удается.
      Совершенно не наш пейзаж на картинах «Летний день» и «Деревня».  Это Чувашия, откуда автор родом. Мы уже давно отвыкли от такой деревенской прозы, как хлебное поле. Смесь ностальгии и какого-то дедовского уюта.
      Чаруют натюрморты с их декоративно-иллюзорной направленностью: «Романс Гурилева», «Я вас любил», «Юные годы – счастливые дни» и др. Не с каждым названием можно согласиться, они порою вызывают иные ассоциации, но такова воля автора.
     Своеобразная живописная повествовательность циклов (весна, осень, лето), высока и техничность; острая экспрессивная выразительность художественного языка являются ценностями, без которых культурное наследие нашего района выглядело бы в значительной мере обедненным. Я намеренно не называю весь перечень понравившихся картин. Это нужно видеть, прочувствовать, окунуться в психологическую ауру мастера. У каждого свое восприятие.
      Все произведения заключены в деревянные рамки под стеклом или пленкой. И хотя художник из представленных 56-ти работ решил расстаться где-то с десятком (то есть продать), я все-таки считаю, что большая часть из них должна находиться в квартирах горожан. В наше время бурных страстей подобные картины врачуют уставшие и озябшие души.



А. ЗЕЛЕНИНА,
зав. фондами музея
имени Янгеля

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК