20 | 04 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Певец Илимского края

1

Певец Илимского края                     Газета Приилимья, 13 августа1994

       Есть в нашем городе удивительной скромности человек. Это художник Алесей Павлович Егоров. Мы всегда смотрим на этих людей через призму персональных выставок, а потом о них забываем. А вот как проходит их творческая и обыкновенная жизнь, в каких условиях творят художники, нас это не волнует. Побывав на квартире Егорова, я не мог не спросить:

       — Алексей, ты живёшь в цоколе, а где же приходится работать? Где твоя мастерская?
Он посмотрел в окно, глубоко затянулся табачным дымом, и как-то по-своему, по-егоровски улыбнулся:
       — Моя мастерская при мне, в моих мыслях.

      Алексей Егоров приехал на строительство города по комсомольской путевке в 1960 году. Работал плотником, мастером, прорабом, художником-оформителем. Он стал первым художником в нашем городе. Его первые персональные выставки имели громадный успех среди строителей. Он пытался запечатлеть природу края на фоне строек. Уже тогда его картины выставлялись и в Иркутске. Их можно увидеть во многих учреждениях, они украшают квартиры друзей. И надо честно сказать, что ни один местный художник так проникновенно не любит нашу природу, как художник из народа, настоящий певец Илимского края Алексей Егоров.

      Мы сидели с Алексеем в его квартире – мастерской и раскладывали картины на полу, на стульях, развешивали на стенах, и я заметил в этом удивительном человеке  безразличие к условиям жизни. Ни разу не услышал от него нытья, жалобы на пенсионную, трудную жизнь Такое ощущение, будто течение современной жизни его не касается. Лично мне знакомо это чувство. Мы поняли, что оказавшись самыми бедными среди наших друзей-товарищей, ничего не заработавшими для себя, оказались самыми счастливыми. Главное – мы сохранили молодость души.

      Его жизнь – его картины, его искусство – судьба. Меня всегда поражало в его картинах – движение, жизнь. Светлые краски весны, когда после зимы наступает рассвет или осени, когда природа перестраивается и готовится к борьбе с зимой. Всё живёт в его картинах, меняется, движется. И если «На разъезде» осень, и буйные краски стушевывают две фигуры при расставании, то в «Ледоходе» ясно видны стоящие на мосту влюблённые. Поражает то, что рисуя природу, художник не смотрит на человеческую судьбу. Природа давлеет над всем. Она как бы пытается примирить всех, вдохновить к новой жизни.

      Об этом же говорят новые и необычные для меня картины, созданные художником в стиле графики — тушью. Остановимся на заярских мотивах из изумительного края историка — краеведа Плющенкова, Здесь его дом, утопающий в зелени на фоне Ангары. Когда я разглядывал эти картины, посвященные плющенковской стороне, меня не покидала какая-то тревога. Алексей же стоял в углу и тихо, и как-то странно смотрел на свои картины и курил папиросы одну за другой. И вдруг я наткнулся на одну, очень маленькую акварель. Казалось бы, ну что тут такого? Колючая проволока, вышка… Знакомая картина из прошлого. Но опять эти светлые и бурные цветы и, кажется, что они стали ещё более ярче. И тут над зоной увидел взметнувшихся в небо трех птиц. И все встало на свое место. Прошлое… Природа помогала человеку выжить, порадоваться жизни, а птицы — человеческие желания, мысли — души рвущихся к свободе. Человек не властен над природой. У нее свои законы.

      А вот «Сторожка» рядом с Ангарой, колокол, оставшийся с далеких времен. Рядом картина, показывающая старый уклад сибиряков, еще сохранившийся в этом диком краю. Дом, поленница, завалинка. На ней сидит бабка, внуки, рядом ходят куры. Но здесь уже проглядывает современность. Столбы освещения и телевизионная антенна. А вот картина «Банный день». Сарай, открыты широкие двери с одной стороны и такое ощущение, что сейчас выйдет конь. Рядом висит картина «Стожок». Казалось бы, незамысловатая картина. Но и здесь чувствуется приближение весны. Кое-где подтаял снег, и вот-вот придет хозяин и уберет стожок. И опять эти краски – яркие, сочные.

      А вот, наконец-то, и городской пейзаж. Световые столбы говорят нам, что рядом городская улица. Я чувствую ее, но она меня не волнует. В картинах Егорова не человек и его деятельность главенствуют над природой, а она превыше всего. Человек живет ради природы! Она владыка над ним. Художник нам только чуть-чуть приоткрывает деятельность современного человека, да и не больно-то она его волнует. Он всей своей душой почти кричит:
    — Смотрите, радуйтесь — как прекрасен наш мир. Как удивительна природа нашего края.

     В будущем году мы будем отмечать 30-летие нашего города. Еще живут и трудятся рядом с нами те, кто с колышка начинал его строить. И один из этих строителей — герой моей зарисовки Егоров. Хорошо бы на страницах газеты увидеть рассказы о первых строителях, да и не только о строителях, о тех людях, которые помогали Железногорску и его жителям встать на ноги.
 

 

Ю. Стрелов

Социальные группы
VK
ОК

Госуслуги | Решаем Вместе