29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Забытые учёные, неизвестные экспедиции… Часть первая. Яков Ходукин

1

Интересно о Приилимье

Забытые учёные, неизвестные экспедиции…
Часть первая. Яков Ходукин.


    «Провинциальная» наука: этнография в Иркутске в 1920-е годы» – так называется весьма интересное издание, поступившее в Центральную межпоселенческую библиотеку имени А. Н. Радищева. Книга представляет собой сборник малоизвестных этнографических материалов, собранных экспедициями в первые годы становления Советской власти в Прибайкалье и Забайкалье.
     Для нас, в первую очередь, представляет интерес статья Я. Н. Ходукина «Тунгусы реки Коченги». Автор – учёный-этнограф, краевед  и политик, чья деятельность в Прибайкалье совпала по времени с периодом Гражданской войны и последующими событиями в постмонархической истории региона. Его научные изыскания в столь сложный период жизни страны оказались, таким образом, сопряжены с известными тяготами и лишениями. Трагичной оказалась и сама судьба этого неординарного человека и талантливого  исследователя. В 1937 году он был репрессирован, и итог его жизни подвела расстрельная пуля…


     Интересные сведения о Якове Николаевиче можно почерпнуть из интернет-ресурса «Электронная библиотека «Научное наследие России»¹ – без них восприятие его весьма насыщенного фактами научного труда будет неполным.
    Яков Николаевич Ходукин (1877-1937), уроженец Пензенской губернии, после окончания в 1899 году учительской семинарии преподавал в школе, а с 1902 г., вступив в ряды партии эсеров, активно участвовал в политической жизни страны. После революции 1905–1907 гг. обосновался в Сибири. После ареста за революционную деятельность и отбытия наказания в Иркутске проживал в Нижнеудинске. В 1915 г. был уже городским главой. После Октябрьской революции и даже в период захвата власти в Приангарье белыми не без успеха претворял в жизнь планы по созданию в Сибири суверенного государства, будучи председателем Совета народного правления Сибири. Являлся одним из руководителей антиколчаковским восстанием в Иркутске в декабре 1919 г. В силу отрицательного отношения к советской власти трижды арестовывался в 1920–1922 гг. Вслед за этим, окончив историческое отделение педагогического факультета ИГУ, последовательно работал на различных должностях. Сначала – в сфере охраны памятников истории и искусства, а с 1928 г.на кафедре этнологии ИГУ. Краевед высокой квалификации, он радел за сохранение историко-культурного наследия Приангарья и много сделал для этого. Его перу (в соавторстве) принадлежит первый в советское время в Приангарье опыт указателя краеведческой литературы – «Что читать просвещенцу-краеведу» (1925)².


     Видимо, обстоятельства были таковы, что уже к 1935 г. Ходукин завершил краеведческую деятельность. Последним местом его работы стал иркутский Дом Красной Армии, где Ходукин трудился учителем русского языка и литературы до самого своего ареста, последовавшего весной 1937 г. После более чем полугодового содержания в заключении не признавшего своей вины в антисоветской деятельности Я. Н. Ходукина приговорили к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 14 декабря 1937 г.
     Предыстория появления исследовательской работы Я. Н. Ходукина «Тунгусы реки Коченги» такова.
     После установления в стране нового строя, провозгласившего равноправие для всех слоёв населения, правительством на деле были предприняты шаги по улучшению жизни самой обездоленной части населения государства – коренных народностей азиатской части России. В наибольшей степени объектом этих действий стали северные народности. С созданием Комитета Содействия народностям северных окраин учёные, привлечённые к этой работе, получили возможность проводить исследования в самых отдалённых местностях страны на пространстве от Европейского Севера до северо-восточных окраин Дальнего Востока. Десятки – как крупных, так и малых – народов, пожалуй, впервые за всю свою историю оказались в сфере пристального внимания исследователей.


   Одним из самых больших по численности коренных народов Сибири являлись эвенки – ранее их называли тунгусами – изучение современных условий жизни которых на территории Иркутской тогда ещё губернии было поручено Якову Ходукину. Объяснялось это, скорее всего, тем, что ранее, в 1925 г., Ходукин уже предпринимал поездку по Илиму (к сожалению, о ней нам мало что известно).
   К исполнению ответственного поручения учёный приступил летом 1926 года. В начале июля он выехал из Иркутска в экспедицию, предназначение которой уже изначально выходило за рамки собственно этнографической. Маршрут пролегал через Большую Мамырь, Каймоново, Суворку, Илимск, Избушечную (Хребтовую), Муку (Семигорск). Таким образом, основная часть изысканий учёного должна была проходить на территории Приилимья. Конечным пунктом должно было стать Каймоново на Куте.


   Отправной точкой для исследователя должны были стать сведения, предоставленные местным статистическим бюро и кооперативами о факте проживания по рекам Куте и Купе эвенков, ведущих оседлый образ жизни. По словам самого Ходукина, «Иркутский местный Комитет Севера поручил… выявить количество тунгусов, состав их семей, состояние хозяйства, бытовые и иные условия их обитания».
   Работа Ходукина для человека, интересующегося тематикой Приилимья, ценна широтой охвата вопросов тогдашнего бытия местных эвенков. Присутствие в этом научном труде различных таблиц и обилие всевозможного статистического материала не заслоняет, тем не менее, образа автора – человека, искренне заботящегося о судьбах исследуемых им людей и уважительно относящегося к их истории.
   Как уже было сказано, неверно рассматривать работу Я. Н. Ходукина «Тунгусы реки Коченги» в узком понимании, границы которого находятся в строгом соответствии с названием исследования. Автор в своих изысканиях вышел далеко за рамки темы работы.


   Очень интересны в представлении Ходукина подробные описания гидрологии Илима, геологии Приилимья, флоры и фауны региона. У Ходукинаедва ли не впервые  в иркутской науке – обрисованы проблемы экологии (пожары, хищническая ловля зверя и рыбы). Исторический аспект представлен мастерским наброском картины обстоятельств появления русских в Приилимье и последующей колонизации ими этой территории.
   В отношении непосредственно эвенков Ходукиным в работе предпринята попытка выявления их этногенеза (происхождения). Кратко, но ёмко показаны исторические процессы, объективно повлиявшие на расселение эвенков в Приилимье – например, вторжение на исконно эвенкийскую территорию  куда как менее миролюбивых, чем эвенки,  якутских племён.
  Объёмное описание своеобразного микромира Приилимья – деревни Ясачной, занимающее всю вторую часть работы – наглядно показывает среднестатистическую картину уклада жизни эвенков в регионе.


  Ходукин подробнейшим образом описывает географическое расположение населённого пункта и климатические особенности местности. Чрезвычайно интересно описание и бытового своеобразия населения Ясачной, состоящего полностью из эвенков. Немало места уделено и сельскому хозяйству, в  особенности – агротехнике. Отмечая немалую отдалённость Ясачной от Нижнеилимска (180 км), автор объясняет патриархальность уклада жизни деревни и этим, в т. ч., обстоятельством. Очень интересны и результаты демографических исследований. Большую обеспокоенность учёного вызывает отсутствие очагов образования в деревне, из чего он делает неутешительные выводы… Живо представлена фольклорная составляющая исследования – некоторые места работы просто вызывают улыбку.


   Большая заслуга автора ещё и в том, что он везде, где это только возможно, пытается – и вполне успешно – анализировать состояние той или иной ипостаси застигнутой им врасплох жизни в находящейся, по сути, на грани вымирания деревне. За потоком научной информации проступает чёткое осознание автором неспособности эвенкийского народа самостоятельно противостоять любому злому умыслу извне. Ярким примером этого тезиса служат, кроме уже упомянутого выше конфликта с захватчиками-якутами, относящегося к эпохе позднего средневековья и ещё два показательных эпизода. Первый представляет собой событие, произошедшее ещё в царское время – бесчеловечное, просто чудовищное, изгнание эвенкийского рода из его охотничьих угодий с помощью своеобразного бактериологического оружия, иными словами – попросту намеренного оставления в эвенкийском стойбище умиравшего от чёрной оспы поселенца. Второй – геноцид эвенков белыми, отступавшими по их землям под ударами красных и обиравших коренное население буквально до нитки. Результатом стал уход эвенков с веками обжитых мест на северные территории…


   В заключительных строках своего труда автор высказывает мысль о том, что к сохранению эвенкийского народа и качественному улучшению его жизни необходимо приложить много усилий. Своеобразным манифестом автора звучат слова, завершающие его интересную и полезную работу: «Сугубая осторожность и сугубое внимание здесь нужны более, чем где-либо»…

   Историческая справка. По данным переписи населения 1897 г. в Иркутской губернии проживали 2017 эвенков, из них только в Киренском округе (к которому относилась территория Приилимья – прим. авт.) –  1289 человек, по данным переписи 2010 г. в Иркутской области проживал уже 1431 человек эвенкийской национальности³ – таким образом, за 113 лет на данной территории произошло уменьшение численности эвенков на 30%!..  Средняя продолжительность жизни эвенков, генетически более подверженных различного рода заболеваниям, в настоящее время составляет 49 лет – для женщин, и 46 лет – для мужчин…*

   Ходукин, Я. Н. Тунгусы реки Коченги [Текст] / Яков Ходукин // «Провинциальная» наука: этнография в Иркутске в 1920-е годы / избранные статьи. – М., Иркутск, 2013. – С. 338–360.

Примечания

¹ Ходукин, Яков Николаевич [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Научное наследие России». – Режим доступа: http: // e-heritage.ru [Дата обращения: 01.12.2015].
² Ходукин, Я. Н. Что читать просвещенцу-краеведу [Текст]: (Опыт указателя краеведческой литературы) / Яков Ходукин. – Иркутск: [науч. музей], 1925. – 57, [1] с. – 1260 названий.
³ Эвенки [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org [Дата обращения: 01.12.2015].
* Сирина, А. А. Народы севера Иркутской области. Эвенки в этнокультурном пространстве области [Электронный ресурс] / А. А. Сирина // Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества. – Режим доступа: http: // www.social-anthropology.ru [Дата обращения: 01.12.2015].


Описание персоны

   Ходукин Яков Николаевич, краевед, общественный и политический деятель, чья жизнь была тесно связана с Прибайкальем, родился 7 ноября 1877 года в городе Троицке Пензенской губернии.
  О родителях сведений не имеется.
  Первое образование получил в Пензенской учительской семинарии (1899). Второе – много позже, на учительском факультете Иркутского государственного университета (1923). Член партии эсеров с 1902 г.
  В 1910-х гг. преподавал в Нижнеудинском четырёхклассном училище.
  Литературную деятельность начал в 1917 г. публикацией профессиональной биографии «Верхнеудинский смотритель Д. П. Давыдов как работник по учебной части», вышедшей в  журнале «Сибирская летопись». Первой книгой Я. Н. Ходукина стал изданный в 1925 г. в Иркутске указатель краеведческой литературы «Что читать просвещенцу-краеведу», включавший 1260 названий.
  В 1923 г. закончил историческое отделение педагогического факультета Иркутского государственного университета, и уже в середине 1920-х гг. заведовал Иркутским научным музеем. Приоритетным направлением деятельности на этом посту была охрана памятников истории и искусства. Вступив в 1921 г. в археологическую комиссию при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества (ВСОРГО), производил раскопки в окрестностях Иркутска. Предпринимал попытки поставить дело охраны памятников истории и культуры на законную основу. В 1925 г. явился одним из авторов текста постановления Губернского исполнительного комитета об организации охраны памятников на территории Иркутской губернии. Текст  постановления был дополнен списком памятников, подлежащих охране. Из-за проволочек в Москве постановление было принято без списка. Следующим местом работы, в конце 1928 г., стала кафедра этнологии Иркутского государственного университета (ИГУ). Краеведением прекратил заниматься к 1935 г., что было связано, очевидно, с гонениями на эту отрасль научного знания. Последняя должность – преподаватель русского языка и литературы в иркутском Доме Красной Армии. Был арестован 4 апреля 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. Приговор по статье 58–10; 11 вынесен 8 декабря. На 255-й день содержания в тюрьме, 14 декабря 1937 г., подвергнут расстрелу. Реабилитирован 23 мая 1989 г.

Изданные книги в порядке хронологии:

      Ходукин, Я. Верхнеудинский смотритель Д. П. Давыдов как работник по учебной части [Текст] / Яков Ходукин // Сибирская летопись. – 1917. – № 1–2. – С. 38.
      Ходукин, Я. Н. Что читать просвещенцу-краеведу [Текст]: (Опыт указателя краеведческой литературы) / Яков Ходукин. – Иркутск: [науч. музей], 1925. – 57, [1] с. – 1260 названий.
      Ходукин, Я. Н. Музейное строительство [Текст] / Яков Ходукин // Первый Восточно-Сибирский краеведческий съезд 11–18 января 1925 г.: обзор работ, тезисы, резолюции. – Иркутск, 1925. – С. 56–57.
      Ходукин, Я. Н. Краеведческая выставка [Текст] / Яков Ходукин // Бюллетень Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. – Иркутск, 1925. – № 6. – С. 111–114.
      Золотарев, М. Е. Карагасия [Текст] / М. Е. Золотарёв, Я. Н. Ходукин // Очерки жизни и быта карагас: материалы Иркутского местного комитета Севера. – Вып. 1. – Иркутск, 1926. – С. 41–88.
      Ходукин, Я. Н. Тунгусы реки Коченги / Яков Ходукин. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1927. – 29 с.
      Ходукин, Я. Н. Материалы к археологии реки Илима [Текст] / Яков Ходукин // Известия Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. – Иркутск, 1928. – Т. 53. – С. 115–123.

Забытые учёные, неизвестные экспедиции… Часть первая. Яков Ходукин   >> Часть 2. Сергей Обручев

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК