29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

День славянской письменности и культуры

1

Отец славянской печати К 530-летию со дня рождения Франциска Скорины (1486 — после 1541) 

За полвека до Ивана Федорова

     Принято считать, что первой печатной книгой, изданной на русском (тогдашнем церковнославянском) языке, является «Апостол» Ивана Федорова. Год выхода в свет –1564. Место издания – Москва. Однако…
     Первой печатной книгой, набранной кирилловским шрифтом, следует считать «Октоих» (литургическая книга православной церкви), изданный в Кракове за 73 года до «Апостола», в 1491 году. Честь издания книги принадлежит печатнику Швайпольту Фиолю, немцу по происхождению. Издание книги имело чисто практический интерес – изданная вне пределов расселения восточных славян – русских, украинцев и белорусов – она была ориентирована прежде всего на центры расселения этих народностей – Москву, Новгород, Киев, Полоцк и Вильно.
    Первым же изданием, имевшим просветительскую цель ознакомления восточных славян с их культурным наследием, необходимо считать «Библию русскую», изданную в Праге в 1517 году первым славянским печатником и просветителем белорусом Франциском Скориной (ок. 1486–1541, по др. данным 1551). Труд его бесценен: только с 1517 по 1519 годы он перевёл и напечатал 23 (!) книги «Ветхого Завета». Всего издал 25 книг.
    Скорина родился в Полоцке, на территории Великого княжества Литовского, жил в Кракове, Вильне и Праге. Обучался в краковском Ягеллонском университете. Посетил Италию – в Падуанском университете защитил учёную степень доктора лекарских наук.

    Жил и издавал книги в Вильно, Кенигсберге, Познани. Хотел перебраться в Москву, чтобы после служения католическим польскому и чешскому королям послужить и православному русскому царю. Надеялся издавать в столице славянского мира книги для славян. Пришелся не ко двору. Вернулся в Прагу и закончил свои дни садовником чешского короля… Предоставим слово книге:
«…за три года издал 23 книги Ветхого завета» под общим заглавием «Библия руска…». Книги Скорины по своему техническому мастерству и художественному оформлению не уступают лучшим образцам западноевропейского книгопечатания того времени. Упоминаемые издания, как и последующие («Апостол» и «Малая подорожная книжица»), осуществленные им в 1525 году уже в Вильнюсе, Скорина снабдил предисловиями, комментариями и послесловиями, в которых излагал гуманистические и патриотические идеи, ратовал за развитие образования среди простого народа и выступал поборником демократизации языка церковной письменности. Скорина проложил первую стезю, по которой развивалось позднейшее книгопечатание восточных славян».


     Коршунов, А. Ф. Скорина / А. Ф. Коршунов // Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 6. Присказка — «Советская Россия». – М., 1971. – Стб. 893 – 894.

     В «Библии русской», как и в последующих изданиях, Скорина широко использовал ксилографию – вид гравюры, представляющий собой переносимый в книгу оттиск изображения, вырезанного на деревянной доске.
     Благодаря этому все издания Скорины выглядят красочными. Весь облик книг Скорины – своими шрифтом, общей композицией и особенно гравюрами открыто порывал с церковно-рукописной традицией и стремился примкнуть к оформлению западной книги. К сожалению, он был отвергнут современниками и, несмотря на свое совершенство и прогрессивность, ни разу не был принят за образец Иваном Федоровым и другими славянскими печатниками последующих десятилетий.
     Отмечаемый в нашей стране с 1986 года 24 мая День славянской письменности и культуры – прекрасный повод вспомнить ранние, незаслуженно забытые книги братских народов и их первопечатника Франциска Скорину.
     Весьма примечательно, что первое празднование Дня славянской письменности и культуры совпало с 500-летней годовщиной со дня рождения белоруса Франциска Лукича Скорины. В 2017 году 500 лет исполнится уже и главной его книге – «Библии русской».

Составитель: Безгачев Д. В.— библиограф Нижнеилимской ЦМБ им. А. Н. Радищева

 

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК