29 | 03 | 2024
Яндекс.Метрика

Забытые учёные, неизвестные экспедиции… Часть третья. Михаил Одинцов

1

Интересно о Приилимье

Забытые учёные, неизвестные экспедиции…

Часть третья. Михаил Одинцов

Как же всё-таки мало мы знаем о прошломи даже не столь далёком прошлом – нашего края. И зачастуюне потому, что не удосужились прочитать, а – по причине малого числа книг и публикаций…

Имя профессора Одинцова в нашем районе сейчас известно, пожалуй, лишь узкому кругу ветеранов Коршуновского ГОКа, а между тем именно этому человеку принадлежит честь проведения первых изыскательских горнорудных работ, произведённых в 1931 году, и положивших начало появлению на геологической карте страны Коршуновского железорудного месторождения и его последующему освоению.

Вот что говорится о Михаиле Михайловиче Одинцове в таком авторитетном источнике, как «Всемирный биографический энциклопедический словарь»:

«Одинцов Михаил Михайлович (1911-1980), геолог, член-корреспондент Академии наук СССР (1964). Директор Института земной коры Сибирского отделения Академии наук СССР (1954-1980). Труды по геологии полезных ископаемых Сибирской платформы; участник открытия Сибирской алмазоносной провинции».¹ Последняя фраза исторической справки требует уточнения – не просто «участник», а – первооткрыватель всемирно известных теперь якутских алмазов.

Итоги своего жизненного пути М. М. Одинцов подвёл в единственной книге воспоминаний под названием «По Восточной Сибири в геологических партиях: из записок сибирского геолога»², выхода в свет которой, к сожалению, он так и не увидел…

Книга эта, написанная простым языком, захватывает внимание с первых страниц. Для илимчан она вдвойне интересна тем, что на многих её страницах автор даёт объективную характеристику Илимского края и его населения, так как видит их глазами пришлого человека. Множество этих описаний сопровождаются фактами, более нигде не встречающимися, что многократно повышает их ценность.

Так получилось, что в Приилимье Михаилу Михайловичу привелось побывать дважды – в 1931-м и 1933-м годах. Если целью первого посещения им нашего края была, помимо геологической съёмки водораздела между Ангарой и Илимом, уже упоминавшаяся детальная геологическая съёмка Коршуновского месторождения магнетита, то второй визит на илимскую землю предполагал проведение наиподробнейших изысканий с одновременным обобщением ранее добытых данных. Во время второго приезда руководством Восточно-Сибирского геолого-разведочного треста перед Одинцовым была поставлена конкретная задача – исследовать геологические пласты в междуречье Ангары и Лены. Благодаря этому маршрут учёного в значительной степени совпадал со знаменитым Ленским волоком. Итогом этого его путешествия явилось подтверждение общности строения геологических горизонтов Ангары, Илима и Лены.

В последующие годы М. М. Одинцов работал за пределами Приилимья – на территориях современных Катангского, Усть-Кутского, Казачинского, Киренского, Мамско-Чуйского и Бодайбинского районов. На его счету – несколько экспедиций по поиску нефти, слюды-мусковита, корундов и алмазов. Благодаря введению М. М. Одинцовым новой прогрессивной технологии добычи на территории Иркутской области слюды-мусковита, Приангарье в военные годы на 100% (!) покрывало потребности военной промышленности в этом виде сырья, чрезвычайно важного для электро- и радиотехники, а также моторостроения. В 1944 году был командирован на Дальний Восток для поиска месторождений графита, необходимого для металлургической промышленности и нужд фронта. Свою задачу Михаил Михайлович выполнил блестяще, отыскав, нанеся на карту и дав, таким образом, старт разработке сразу несколько графитовых месторождений. Дальний Восток настолько привлёк Одинцова, что он намеревался переехать туда жить. Однако, по иронии судьбы, получив в январе 1954 года во Владивостоке сильное двусторонне воспаление лёгких, учёный получил и строгий вердикт врачей, налагавший запрет на переезд. Для иркутской геологической науки это оказалось удачей – ведь потерять такого учёного и воспитателя молодых научных кадров означало лишиться, выражаясь геологическим языком, целого «пласта» последующих открытий и находок – как в недрах региона, так и среди способной к научным изысканиям молодёжи Приангарья.

Закончив, в целом, изыскательскую деятельность к началу 60-х годов прошлого века, Михаил Михайлович Одинцов смог, наконец, заняться углублённой систематизацией своего научного наследия и даже поучаствовать в политической жизни страны. В последние годы он был председателем Иркутского отделения общества советско-индийской дружбы. В 1954—1980 годах являлся директором Института земной коры СО АН СССР (Иркутск). С 1960 по 1969 год занимал пост заместителя председателя, а позже  –  и председателя Восточно-Сибирского филиала СО АН СССР.

Неплохо биография замечательного учёного Михаила Одинцова представлена в «Википедии»³ и «Иркипедии»ﻪ.

Примечания

¹ Одинцов Михаил Михайлович (1911-1980) [Текст] // Всемирный биографический энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 554.

²  Одинцов, М. М. По Восточной Сибири в геологических партиях [Текст]: из записок сибирского геолога / М. М. Одинцов. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – 187, [4] с.

³  Одинцов, Михаил Михайлович [Электронный ресурс] // Википедия.—Режим доступа: http://ru.wikipedia.org [Дата обращения: 16.02.2016].

ﻪ   Одинцов, Михаил Михайлович [Электронный ресурс] // Иркипедия.—Режим доступа: http://irkipedia.ru  [Дата обращения: 16.02.2016].

Забытые учёные, неизвестные экспедиции… Часть третья. Михаил Одинцов. >> Новое о Хабарове