29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Муниципальные стандарты качества услуг общедоступной библиотеки муниципального образования «Нижнеилимский район» Иркутской области

1

                                                                 Утверждено:

                                                                 Постановлением Мэра

                                                                 МО «Нижнеилимский

                                                                 муниципальный район»

                                                                 № ____  от «___»________2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальные стандарты

качества услуг  общедоступной библиотеки

муниципального образования

«Нижнеилимский район»

Иркутской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Железногорск- Илимский

 

2008 год

 

 

 

Содержание

1.Основные понятия и термины.                                                             4                                                                 

2.Условия и порядок организации библиотечного обслуживания населения       муниципального района.           6                                                                                           

3.Доступное размещение муниципальной библиотеки                       9                                       

3.1.Стационарные формы библиотечно-информационного

Обслуживания

3.2.Внестационарные формы библиотечно-информационного

обслуживания

4.Координационная и методическая деятельность                                  11                                            

 5.Ресурсное обеспечение                                                                             12                                                                                                 

5.1.Нормативный ресурс

5.2.Библиотечно-информационные ресурсы

5.3.Здания и помещения

5.4.Оборудование и техника

5.5.Кадровый ресурс

5.6.Финансовый ресурс

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие                    20

деятельность общедоступных библиотек муниципальных образований

 

Приложение 2. Показатели и порядок отнесения общедоступных           22

библиотек муниципальных образований к группам по оплате труда

руководителей и специалистов

 

Приложение 3. Показатели деятельности библиотек                                 25

Приложение 4. Примерные типовые штаты общедоступных библиотек  26

 

Приложение 5. Примерный перечень оборудования общедоступной

библиотеки муниципального образования                                                    28

Приложение 6. Примерный перечень библиотечной техники для

общедоступной библиотеки муниципального образования                        31

 

Приложение 7. Нормы обеспеченности услугами связи

общедоступной библиотеки муниципального образования                       32

 

Приложение 8. Нормы расхода канцелярских товаров для

общедоступной библиотеки муниципального образования                       33

 

Приложение 9. Нормы расхода хозяйственных товаров для

общедоступной библиотеки муниципального образования                       35

Приложение 10. Нормы расхода на текущий ремонт здания

общедоступной библиотеки муниципального образования                      36

Приложение 11. Нормы расхода на капитальный ремонт здания

общедоступной библиотеки муниципального образования                      37

 

Приложение 12. Нормы расхода медицинских товаров для

общедоступной библиотеки муниципального образования                      38

 

Приложение 13. Рекомендации по формированию имиджа

общедоступной библиотеки муниципального образования                     39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Муниципальные  библиотеки Нижнеилимского района  занимают важное место в социально-экономической инфраструктуре региона, обеспечивают реализацию конституционных прав  всех жителей района на свободный и равный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям, повышают качество жизни, содействуют развитию экономического, информационного, интеллектуального и духовного потенциала нашего края.

Библиотечное обслуживание населения на территории Нижнеилимского района является социально значимым видом деятельности.

         В муниципальном учреждении культуры «Нижнеилимская межпоселенческая централизованная библиотечная система» насчитывается  23 общедоступные библиотеки, деятельность которых регулируется федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами (приложение 1).

          Настоящие «Муниципальные стандарты качества услуг общедоступной библиотеки муниципального образования «Нижнеилимский район» (далее – Стандарты) являются правовой базой обеспечения уставной деятельности, сохранения и развития библиотечного дела в муниципальном образовании, устанавливают основные положения, принципы, нормативы, обеспечивающие полноценное функционирование в современных условиях общедоступных библиотек района, а также показатели деятельности,  отражающие социально-значимые результаты деятельности библиотек.

Стандарты  являются руководством для общедоступных библиотек муниципальных

образований и органов местного самоуправления Нижнеилимского района  по организации эффективной системы библиотечно-информационного обслуживания населения.

         Вся совокупность требований и характеристик, выраженных в тех или иных показателях, рассчитана на модельную библиотеку. Однако показатели могут интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной библиотеки, корректироваться в процессе изменений, влияющих на развитие библиотечного дела.

Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и принимать собственные нормативы, отражающие потребности в библиотечно-информационном обслуживании, материальные и иные возможности местного сообщества.

        Приложения к Стандартам  являются его составными частями и, в зависимости от их содержания, носят рекомендательный или справочный характер.

1. Основные понятия и термины.

Библиотека – это информационное культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги;

Муниципальная библиотека – муниципальное учреждение культуры, учрежденное органами местного самоуправления.

Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг;

Библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т. д.)

Библиотечное обслуживание населения муниципального района базируется на федеральном и региональном законодательстве и отражает динамику развития общества, опирается на традиционную культуру и на современные технологии создания и передачи информации. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.

Обеспечение конституционных прав граждан в части библиотечного обслуживания требует, помимо административно – правовой основы, оптимального географического расположения библиотек, полноценного ресурсного оснащения (базовые затраты и текущие расходы), привлечения к обслуживанию пользователей достаточного числа квалифицированных сотрудников.

Основополагающим принципом деятельности общедоступной библиотеки

муниципального образования  Нижнеилимского района  (далее — библиотека) является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан.

         Библиотека сотрудничает со всеми секторами общества: государственным, коммерческим и общественнымв деле защиты прав пользователей на качественное библиотечно-информационное обслуживание.

          Библиотека должна регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ресурсах, возможностях, предоставляемых услугах, текущей и перспективной деятельности. Ежегодно библиотека отчитывается перед местным сообществом о проделанной работе, источниках и размерах полученных финансовых средств и их расходовании.

         Приоритетное значение для библиотеки имеет обеспечение доступа граждан к документам и информации по вопросам развития местного сообщества. Посредством организации библиотечно-информационного обслуживания, направленного на удовлетворение потребностей местных жителей, библиотека участвует в экономическом и социальном развитии своего муниципального образования, заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

          Деятельность библиотеки обеспечивается гарантированным финансированием из местного бюджета и участием в реализации социально-экономических программ Нижнеилимского района   при условии долевого финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов.

2. Условия и порядок организации библиотечного обслуживания населения муниципального района.

Организация библиотечного обслуживания населения относится к вопросам местного значения городских, сельских  поселений, муниципальных районов.

Полномочия органа местного самоуправления муниципального района:

Принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения муниципального района и контроль  их исполнения;

Принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района;

Утверждение муниципальных социально – экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения муниципального района, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

Формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального заказа на библиотечные услуги и контроль его исполнения;

Организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления;

Присвоение одной из библиотек муниципального района статуса центральной библиотеки;

Организация библиотечного обслуживания поселений;

Организация межбиблиотечного взаимодействия;

Обеспечение координации в формировании библиотечно – информационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

Регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории муниципального района;

Развитие кадрового потенциала библиотек муниципального района.

         Право жителей муниципального района на библиотечное обслуживание обеспечивается органом местного самоуправления путем создания и организации Межпоселенческой централизованной библиотечной системой Нижнеилимского района.

         МЦБС осуществляет библиотечное обслуживание населения муниципального района наоснове совместного формирования и взаимного использования библиотечно — информационных ресурсов, состоит из административных единиц, включающих центральную межпоселенческую библиотеку, центральную детскую библиотеку и обособленные структурные подразделения – библиотеки поселений и представляет собой независимо от территориального расположения входящих в его состав структурных подразделений структурно – целостное учреждение, функционирующее на основе единого административного и методического руководства, общего фонда, имущества и штата, централизации технологических процессов.

         Головным подразделением МЦБС является центральная межпоселенческая библиотека – муниципальная библиотека, учрежденная органами местного самоуправления муниципального района. МЦБ обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, межбиблиотечное взаимодействие  и оказывать методическую помощь библиотекам района.

         К основным функциям межпоселенческой библиотеки относятся:

− библиотечное обслуживание населения муниципального района, в

   т.ч.организация внестационарного обслуживания;

− формирование, организация и каталогизация собственных библиотечных фондов и фондов библиотек поселений на основе договорных отношений;

− координация совместного использования ресурсов библиотек поселений в

   пределах муниципального района (создание и ведение сводного каталога, создание автоматизированных баз данных и др.);

− ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотек  поселений;

− методическое обеспечение деятельности библиотек поселений;

− повышение квалификации библиотечных специалистов;

− межведомственная координация.

Центральная детская библиотека является центральной библиотекой Нижнеилимского района по библиотечному обслуживанию детей и подростков до 15 лет и осуществляет наряду с центральной межпоселенческой библиотекой функции по формированию, хранению и предоставлению пользователям наиболее полного универсального собрания документов, по организации взаимоиспользования библиотечных фондов, а также оказывает методическую и организационную помощь библиотекам района по всем вопросам организации библиотечного обслуживания детского населения.

Муниципальное учреждение культуры «Нижнеилимская межпоселенческая централизованная библиотечная система» действует на основании Устава.

Библиотечно-информационное обслуживание населения Нижнеилимского района

организуют:

              Библиотека сельского или городского  поселения – общедоступная библиотека,  являющаяся структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы, осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения сельского или городского  поселения,  может входить в состав других учреждений (культурно-досуговый центр, Дом культуры и т. д.).  Библиотека сельского или городского поселения может быть учреждаема и финансируема органом местного самоуправления «Сельское поселение», «Городское поселение» и являться самостоятельным учреждением.

           К основным функциям библиотеки сельского поселения, библиотеки городского поселения относятся:

 − библиотечно-информационное обслуживание населения, в т. ч. организация  внестационарного обслуживания;

− формирование, организация и каталогизация библиотечного фонда на основе договорных отношений с межпоселенческой  библиотекой;

 − организация справочно-библиографического аппарата библиотеки;

 − ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотеки в межпоселенческую библиотеку для составления сводной статистической отчетности.

К бюджетным (обязательным бесплатным) услугам общедоступной муниципальной библиотеки относятся:

− предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных

документов;

− оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

− предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему

каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;

− выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в

соответствие с «Правилами пользования библиотекой»;

− предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью ресурсов других библиотек: с использованием межбиблиотечного абонемента и внутрисистемного обмена.

          Библиотека муниципального образования может предоставлять

пользователям дополнительные услуги:

− участие в культурных, образовательных и других программах и мероприятиях, проводимых библиотекой;

− пользование каналами связи для получения информации из других библиотек;

− получение информации из электронных информационных сетей (прежде всего Интернета) через специально оборудованные места публичного доступа

− другие услуги.

         Перечень и условия предоставления дополнительных услуг библиотека определяет самостоятельно, исходя из своих возможностей.

          Для повышения комфортности обслуживания библиотека внедряет современные автоматизированные библиотечные технологии.

          Библиотека формирует информационную культуру своих пользователей. С этой целью сотрудники библиотеки:

− проводят экскурсии по библиотеке, знакомят посетителей с фондами, каталогами и базами данных библиотеки, ее техническими возможностями;

− учат пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки и отдельными его элементами, базами данных;

− организуют групповые и индивидуальные консультации.

            Библиотека является центром библиотечного краеведения в своем селе, городе, районе. Краеведческая деятельность библиотеки направлена на выявление, сбор, хранение и распространение знаний о крае. Для этого она

− выявляет краеведческие документы и местные издания своего края и собирает их в фонде библиотеки;

− отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в справочно- библиографическом аппарате библиотеки;

− формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий;

− продвигает краеведческую литературу и краеведческие знания, посредством различных форм работы с читателями;

− участвует в работе краеведческих объединений.

3. Доступное размещение муниципальной библиотеки

 

Библиотеки размещаются таким образом, чтобы создать условия для доступа к

информации каждого жителя, независимо от места проживания. Доступность обеспечивается стационарными и внестационарными формами библиотечно-информационного обслуживания.

3.1. Стационарные формыбиблиотечно-информационного обслуживания

В муниципальном образовании, наделенном статусом сельского поселения, должно быть не менее 1 общедоступной библиотеки. В городском поселении могут функционировать несколько общедоступных библиотек при условии, что каждая из них будет обслуживать отдельный участок территории. В муниципальном образовании, наделенном статусом муниципального района, должно быть учреждено не  менее одной межпоселенческой библиотеки и библиотеки для детей, выполняющие функции методических  центров по организации библиотечного обслуживания   населения территории.

Размещение публичных библиотек должно отвечать ряду требований:

3.1.1.Наличие одной общедоступной публичной библиотеки  в муниципальных образованиях является обязательным, если в населенных пунктах проживает:

— менее 500 жителей, если это территория с низкой плотностью населения и в труднодоступных удаленных местностях;

— от 500 до 3 тысяч человек;

— до 15 тысяч жителей – 1 библиотека на каждые 5–7 тысяч жителей;

— до  30 тысяч жителей – 1 библиотека на каждые 7 – 10 тысяч жителей;

— более 30 тысяч жителей – на каждые 5 – 10 тысяч жителей

3.1.2. Наличие одной специализированной детской библиотеки в муниципальных образованиях:

— с числом жителей до 5 тысяч человек

— до и свыше 15  тысяч человек  — 1 библиотека  на каждые 5 тысяч

— в сельском населенном пункте с числом жителей не менее 500 человек в возрасте до 15 лет  — детская библиотека или детский отдел при сельской библиотеке.

3.1.3. Юношеская библиотека или соответствующее подразделение организуются при следующих условиях:

Юношеский отдел  публичной библиотеки может быть создан, если в зоне обслуживания библиотеки проживает свыше 30 тыс. жителей. Он должен  располагать отдельным абонементом с книжным фондом, читальным залом с фондом на всех видах носителей и помещением для проведения массовых мероприятий.

— Юношеский абонемент (отделение) создается  при наличии в публичной библиотеке более 2000 пользователей юношеского возраста, а также  руководителей юношеского чтения, физических и юридических  лиц, занимающиеся проблемами молодежи.

— Юношеская кафедра выдачи книг может быть создана при наличии в публичной библиотеке 1000 пользователей в возрасте 14–25 лет, а также руководителей юношеского чтения, физические и юридические лица, занимающиеся проблемами молодежи;

— Юношеская группа в общем абонементе публичной                                                            библиотеки организуется в сельских, районных библиотеках, имеющих менее 1000 читателей в возрасте 14–25 лет;

На территории муниципальных образований, помимо общедоступных библиотек, могут располагаться другие библиотеки, являющиеся структурными подразделениями организаций,  учреждений, предприятий муниципального уровня: школьные библиотеки, библиотеки профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и другие.

Расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.

Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами

производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в зону обслуживания библиотеки могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.

Библиотечно-информационное обслуживание в населенных пунктах с числом жителей  менее 300 человек может быть организовано как посредством стационарной библиотеки, так и с использованием внестационарных форм.

 3.2. Внестационарные формыбиблиотечно-информационного обслуживания

Организация внестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения осуществляется руководством библиотеки и администрацией муниципального образования.

Библиотека сельского, городского поселения, межпоселенческая библиотека организует внестационарное обслуживание людей, живущих в населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути), посредством библиотечных пунктов, передвижных библиотек и других форм.

Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определённому расписанию в определенные дни и часы не реже 1 раза в неделю.

При расчете потребностей во внестационарных формах библиотечно-информационного обслуживания учитывается необходимость жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарной библиотеки.

 

 

4. Координационная и методическая деятельность

 

Межпоселенческая библиотека, выполняя функции методического и консультационного центра по вопросам организации библиотечно- информационного обслуживания населения в районе, обеспечивает ресурсную поддержку деятельности общедоступных библиотек муниципального образования, внедряет и развивает современные информационные и библиотечные технологии.

           Осуществляя методическое обеспечение деятельности общедоступных библиотек муниципального образования, межпоселенческая библиотека

− проводит мониторинг по итогам работы за год общедоступных библиотек района, составляет на его основе сводный статистический отчет, аналитические таблицы основных показателей деятельности;

− готовит информационно-аналитический отчет о деятельности общедоступных библиотек района  за текущий год;

− осуществляет выезды в  библиотеки поселений с целью оказания практической помощи по актуальным направлениям работы библиотек (не менее 1 раза в год по 2 специалиста в каждую библиотеку района);

− организует консультационную помощь по вопросам организации библиотечно- информационного обслуживания населения;

− разрабатывает и издает методические, информационные и библиографические материалы по актуальным проблемам развития библиотечного дела (не менее 2 изданий в год) и распространяет их среди библиотек района;

− выявляет, обобщает и способствует внедрению нового прогрессивного опыта работы муниципальных общедоступных библиотек;

− осуществляет экспертную оценку состояния библиотечно-информационного обслуживания населения района,  разрабатывает предложения по  его улучшению и совершенствованию;

− организует и проводит ежегодно профессиональные и образовательные

мероприятия по актуальным проблемам библиотечного дела не менее 2 семинаров и не менее 1 практикума, стажировки для специалистов библиотек;

− участвует в профессиональных мероприятиях областного уровня (не менее 2),  федерального и международного уровня (не менее 1).

 

5. Ресурсное обеспечение

 

5.1. Нормативный ресурс

Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в библиотеке.

Учредительными документами библиотеки являются:

− устав учреждения;

− положение о библиотеке (если библиотека находится при администрации

поселения).

Локальными актами библиотеки являются:

− положение о библиотеке (если библиотека является структурным подразделением другого учреждения),

− положения о структурных подразделениях библиотеки;

− коллективный договор;

− правила внутреннего трудового распорядка;

− должностные инструкции;

− штатное расписание;

− положения о надбавках, доплатах, премировании;

− положение о платных услугах;

− документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности.

Организационно-распорядительными документами являются:

− планы и отчеты библиотеки;

− протоколы, постановления, решения;

− приказы, распоряжения, указания;

− аттестационные документы;

− бухгалтерские документы;

− кадровые документы;

− журнал учета работы учреждения;

− журнал учета работы любительских формирований;

− докладные записки, справки, переписка.

5.2. Библиотечно-информационные ресурсы

Библиотечно-информационный фонд библиотеки (далее — фонд) должен отражать сложившееся в обществе многообразие взглядов, позиций, мнений.

Объем фонда межпоселенческой библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района  определяется из расчета 5 документов на одного жителя муниципального района. Межпоселенческая библиотека должна получать обязательный местный  экземпляр документов, издаваемых на территории муниципального района.

Объем фонда библиотеки сельского, городского поселения  определяется из расчета средней книгообеспеченности на одного жителя 7 документов.

Базовая обеспеченность межпоселенческой библиотеки периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий.

Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 20 названий изданий на библиотеку сельского, городского поселения. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной (городской) периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 5 названий детских периодических изданий, не менее 10 журналов по отраслям знаний.

В структуре фонда библиотеки должно быть:

− от 30%  до 50%фонда – литература для пользователей в возрасте до 15 лет, если в районе обслуживания нет специальной детской библиотеки;

не менее 10% фонда – справочные и библиографические издания.

Для сохранения значимости фонда муниципальной  библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований документов за последние 5 лет на различных носителях. Полностью фонд муниципальной библиотеки может обновляться в течение  10 лет. Ежегодное обновление фонда должно составлять  не менее 5% от общего объема фонда. В год должно поступать не менее 430 документов  (250 экз. книг, 170 экз.  аудио-видеодокументов, электронных документов, CD-ROMов, баз данных, озвученных книг и др.) из расчета на 1000 жителей.

Расчет финансирования комплектования производится по формуле 0,43*Ц*Н, где 0,43 коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей; Ц – средняя стоимость 1 документа и Н – число жителей, проживающих в зоне обслуживания муниципальной библиотеки.

Аналогично рассчитываются показатели фонда, его пополнения и для жителей в возрасте до 15 лет.

В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.

Сроки хранения документов в фонде зависят от:

− востребованности документа;

− экземплярности документа;

− степени износа документа;

− устарелости содержания документа.

Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны храниться постоянно. В целях сохранности таких документов пользователям предоставляются их копии.

Хранение и использование  документов, зарегистрированных в реестре книжных памятников Нижнеилимского района, осуществляется в соответствии с областным законом «О  библиотечном деле в  Иркутской области».

Списание документов из фондов библиотеки проводится ежегодно по причинам ветхости, устарелости по содержанию, передачи в другие библиотеки, организации и учреждения.

Величина норматива списания устанавливается только на списание по причине недостачи (не установленным причинам), но не более 0,2% от ежегодной текущей книговыдачи.

В библиотеке должны соблюдаться все необходимые условия для обеспечения

сохранности фонда в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др.

 5.3. Здания и помещения

 

Библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании или в блок- пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае должны соблюдаться архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотеки. По размерам и состоянию помещения библиотеки должны отвечать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, нормам охраны труда и техники безопасности.

При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для посетителей и подъезд для производственных целей самой библиотеки.

         При размещении в одном здании с другим учреждением библиотека должна иметь автономный вход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе (например, с музеем, Домом культуры  и др.) должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

Помещения библиотеки предназначены для размещения и передвижения пользователей, персонала, библиотечных фондов, оборудования. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

Размеры площадей для обслуживания пользователей определяются в соответствии с нормативами:

−  площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи — не менее 70 кв. м. (при соответствующей вместимости полок); с закрытым доступом к фонду — 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду — 7 кв. м на 1000 томов;

− площадь для размещения фонда читального зала из расчета 10 кв. м на 1000 томов;

− площадь для размещения специализированных отделов из расчета 5 кв. м на 1000

единиц хранения;

− площадь для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) из расчета не менее 3,5 кв. м на 1 каталожный шкаф;

− площадь для кафедр приема и выдачи литературы из расчета 4,5 кв. м на

1кафедру;

− площадь для размещения автоматизированных рабочих мест из расчета не менее 6,0 кв.м. на 1 пользователя;

− число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв. м на одно место; около 10% посадочных мест для пользователей должны находиться в зоне “легкого” чтения или в зоне отдыха;

− для размещения выставок, площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент, читальный зал) требует увеличения до 10%;

− для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение не менее 25 кв. м;

− площадь вестибюля из расчета 0,2 кв. м на 1 посетителя;

 Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером — из расчета 1,5 кв. м на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади до 2 кв. м на 1 место или до 20% площадей.

Помещения библиотеки, обслуживающей людей с ограничениями в

жизнедеятельности, требуют увеличения площади из расчета 2,7–3,0 кв.м. на 1 пользователя специализированного читательского отдела. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания инвалидов: иметь пандусы при входе-выходе; при уровневых переходах; специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.

Помещения для хранения фондов библиотеки должны иметь удобные связи с кафедрами выдачи, отделом обработки и непосредственно сообщаться со служебными помещениями отдела хранения. Проход через помещения хранения фондов библиотеки и размещение в них рабочих мест сотрудников других функциональных отделов библиотеки не допускается.

Размеры площадей для хранения фондов библиотеки определяются в соответствии с нормативами:

− для книг и журналов не менее 2,5 кв. м на 1000 томов;

− для газетных подшивок не менее 14 кв. м на 1000 подшивок;

− для аудиовизуальных документов не менее 3 кв. м на 1000 изданий.

Размеры площадей основных производственных участков определяются в соответствии с нормативами:

− площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, межбиблиотечного абонемента, отдела основного хранения, методического отдела – 6 кв. м;

− площадь 1 рабочего места для сотрудников читальных залов и абонемента – 4,5 кв.м;

− площадь для размещения 1 служебного каталога – 2,5 кв. м;

− площадь 1 рабочего места, оборудованного средствами множительной техники – 4,5 кв. м;

− площадь 1 автоматизированного рабочего места для специалиста – 4,5 кв.м;

− площадь 1 рабочего места для административного персонала — до 10 кв. м.

Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь между собой и с подразделениями обслуживания пользователей.

Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной (1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1-го на каждое помещение) и охранной безопасности (сигнализация, решетки на окнах).

5.4. Оборудование и техника

Для размещения ресурсов и организации производственных процессов библиотека должна располагать современными предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья, каталожные ящики и т. д.) и средствами технического оснащения.

Специальная детская библиотека должна быть оборудована специальной мебелью для обслуживания детей.

В библиотеке должны быть оборудованы места для работы пользователей с документами на различных носителях, автоматизированные рабочие места для пользователей, рабочие места персонала. Норматив технического оснащения муниципальных общедоступных библиотек прилагается.

Основное программное обеспечение персонального компьютера должно включать:

− операционную систему;

− офисный пакет MS Office, включающий текстовый процессор, электронные

таблицы, при необходимости СУБД, и средства создания презентаций, средства для работы с Интернетом (как минимум браузер и программа для работы с почтой),  антивирусный пакет, программы архивации, просмотра изображений и др.;

− автоматизированную библиотечно-информационную систему.

Для организации внестационарного обслуживания населения муниципального района  в межпоселенческой библиотеке, центральной городской библиотеке должен быть библиобус – специально оборудованное транспортное средство.

 

 5.5. Кадровый ресурс

 

Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление библиотечно-информационных услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие работу библиотеки (технический состав).

Учредитель библиотеки должен обеспечить достаточное число сотрудников библиотеки для обеспечения основных библиотечных процессов.

 

Нормативная потребность в штатных работниках для обслуживания пользователей, исходя из книговыдачи библиотеки (см. прим.):

до 5 000   книговыдачи                       – 0,5 штатная единица

5 000 — 10 000                                       – 0,5 — 1 штатная единица

10 000 — 13 000                                      – 1 штатная единица.

 

Нормативная потребность  штатных единиц методистов, библиографов, комплектаторов.

В центральной межпоселенческой библиотеке, центральной детской библиотеке наличие штатной единицы методиста для осуществления  координации деятельности по библиотечному обслуживанию населения территории, оказания   методической и практической помощи библиотекам поселений обязательно.  

______________________________________________________________

Прим.: В процессе библиотечного обслуживания все конечные результаты этой деятельности интегрируются в показателе количества книговыдач. В этом показателе отражается сама сущность библиотечной работы и число привлеченных читателей (чем их больше, тем  больше книговыдача) и состав и качество фонда, справочного аппарата, и уровень работы персонала. Культурно-досуговые мероприятия (массовая работа) также должны влиять на результаты использования фондов – книговыдачу. Поэтому книговыдача является основной единицей учета библиотечного труда, библиотечной услугой, показывающей основной и конечный результат библиотечной деятельности.

          Для расчета введения в штат единиц библиографов, комплектаторов и дополнительных единиц методистов    принимаются во внимание не формальные признаки (количество библиотек, поступлений и др.), а количество книговыдач, как интегрированный показатель эффективной деятельности библиотеки:

— один методист на каждые 300 тыс. выданных документов

— один библиограф на 162 тыс. книговыдач;

— один работник отдела комплектования на каждые 160 тыс. книговыдач.

Администрация библиотеки и ее учредитель должны предусмотреть наличие в штате библиотеки сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг (электроник, программист, оператор). Для обслуживания особых групп пользователей — детей, людей с ограничениями жизнедеятельности – (педагог, психолог, социолог, юрист),  которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов).

Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечивать:

− социальную и профессиональную защиту сотрудников в соответствии с

федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами;

− повышение квалификации библиотечных специалистов.

Персонал общедоступной библиотеки муниципального образования должен обновлять профессиональные знания не менее 1 раза в 5 лет (на курсах повышения квалификации), не менее 1 раза в год (на профессиональных образовательных мероприятиях). Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна составлять не менее 1% от общего бюджета библиотеки, и включать все расходы на обучение персонала.

В штатном расписании муниципального объединения библиотек предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность административно-хозяйственного блока, финансово-экономического блока, управленческо-административного блока.

 

 5.6. Финансовый ресурс

 

Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.

Финансирование библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных  внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от платных услуг.

Обязательные бесплатные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществления поставленных задач.

Расходы бюджета библиотеки с учетом всех предусмотренных законодательством источников его формирования осуществляются на следующие цели:

− содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационную категорию по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

− комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение изданий видео- и звукозаписей, документов на CD-ROM, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);

− внедрение информационных технологий, автоматизация библиотеки (приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);

− содержание здания (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.);

− организацию библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т. д.);

− осуществление организационной, методической и управленческой деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских и офисных

принадлежностей и расходных материалов, др.);

− публичная деятельность: проведение массовых мероприятий, организация выставок, представительские расходы.

Сумма затрат на эти цели составляет примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.

Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности (социальные, образовательные, досуговые, рекреационные и т. д.) по согласованию с учредителем или его заказу, обеспечиваются соответствующими  дополнительными материальными ресурсами, в том числе, на основе заказа.

Библиотеки как субъекты гражданских правоотношений обладают правом собственности на создаваемую ими интеллектуальную продукцию и на взимание с пользователей платы за оказываемые услуги на ее основе в соответствии с действующим законодательством.

 

                                                                                      Приложение № 1

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормативно-правовые акты,

регулирующие деятельность общедоступных библиотек

муниципальных образований

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

5. Кодекс об административных правонарушениях.

6. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Россией 20.11.1989.

7. Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122−ФЗ «О внесении изменений в

законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

10. Закон Российской Федерации № 3612–1 от 9.10.1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

11. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

12. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

13. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 13).

14. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266–1 «Об образовании».

15. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

16. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

17. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

18. Федеральный закон от 9.07.1993 г. № 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах» (ред. от 20.07.2004г.)

19. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

20. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд».

21.  Федеральный закон «О библиотечном деле»(в ред.Фед.Закона от 22.08 2004 № 122-ФЗ)

22.  Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997г № 6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые  в библиотеках»

23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р «Социальные нормативы и нормы».

24. Приказ Минкультуры СССР от 29.01.1979 г. № 53 «Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР».

27.Закон Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области».

28. Изменения и дополнения в Закон Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области» (1997г.), с учетом Закона Иркутской области « О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области» от 29 июля 1998г.№ 28-оз « О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области»» от 2 июля 2006 г. № 42-оз.

29.Закон Иркутской  области « Об обязательном экземпляре документов Иркутской области».

30.Закон Иркутской  области об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области.

31.Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, Российская библиотечная ассоциация, 24.05.2001 г.

32.Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.

33.Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек.

35.Руководство ИФЛА для детских библиотек.

36.Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Стандарты системы СИБИД:

37.ГОСТ 7.0–99. «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

38.ГОСТ 7.20–2000. «Библиотечная статистика».

39.ГОСТ 7.55–99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения».

40.ГОСТ 7.76–96. «Комплектование фонда документов. Библиографирование.

Каталогизация. Термины и определения».

41.ГОСТ 7.48–2002 «Консервация документов. Основные термины и определения».

42.ГОСТ 7.50–2002 «Консервация документов. Общие требования».

43.ГОСТ 7.87–2003 «Книжные памятники. Общие требования».

44.Инструкция об учете библиотечного фонда от 02.12.1998 г. № 590.

 

Приложение 2

  к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

                                                    

 

Показатели и порядок отнесения

муниципальных общедоступных библиотек Нижнеилимского района

к группам по оплате труда руководителей и специалистов

 

 Показатели являются основой для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек, муниципальных библиотечных систем (далее библиотеки) и установления в соответствии с этим разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.

 Порядок отнесения к группам по оплате труда определяет «Временное положение об установлении группы по оплате труда руководителей и специалистов МУК «Нижнеилимская МЦБС»

Временное положение об установлении группы по оплате труда руководителей и специалистов МУК «Нижнеилимская МЦБС

Настоящее Положение разработано на основе  Программы действий Администрации муниципального образования по осуществлению преобразований в области культуры в условиях реализации Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по Иркутской области и

в соответствии с Постановлением  Государственного Комитета по труду и социальным вопросам от 05.01.1990 № 5/1 – 2 в части «Временные показатели и порядок отнесения библиотек, централизованных библиотечных систем и книжных палат к группам по оплате труда руководителей и специалистов (Приложение 21);

1. Общие положения.

1.1. МЦБС относится к группам по оплате труда руководителей и специалистов, исходя из их значения в системе библиотечного и информационного обслуживания, проводимой исследовательской и методической работы и объема работы по обслуживанию читателей.

1.2. Отнесение МУК «Нижнеилимская МЦБС» к группе по оплате труда производится ежегодно  по результатам работы за прошедший год в соответствии со статистической и финансовой отчетностью Управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района.

1.3.Основным показателем работы МЦБС при отнесении к группе по оплате труда является среднегодовое число читателей и среднегодовое количество книговыдач.

1.3.1. При отнесении к группе по оплате труда работников МУК «Нижнеилимская МЦБС» число читателей  и количество книговыдач учитывается с повышающим коэффициентом 2,0 как для библиотек, находящихся в районах Крайнего Севера и районах, приравненных к ним.

1.3.2. МУК «Нижнеилимская МЦБС» может быть отнесена на одну группу по оплате труда ниже по сравнению  с группой, определенной по установленным показателям, в тех случаях, когда работа МЦБС не отвечает предъявленным к ней требованиям.

1.3.3. Группа по оплате труда работников Нижнеилимской МЦБС также зависит от количества инновационных форм в методической, информационной, краеведческой, справочно-библиографической деятельности, по которому определяется количество баллов.

1.3.4. При достижении высоких результатов по основным направлениям работы МЦБС   Управление культуры может переводить на одну группу выше по сравнению с  установленной по показателям. При установлении групп по оплате труда дополнительно к количественным параметрам должны быть набраны следующие суммы баллов:

          — для повышения на одну группу    от  16  до 20 баллов

          — для повышения на две группы      от  21  до 25 баллов.

1.4. При отнесении к группам по оплате труда учитывается общее количество читателей и количество книговыдач по системе в целом, включая показатели филиалов.

 

 

1.5. Объем деятельности МЦБС оценивается из следующих показателей:

Группы по оплате труда руководителей

Среднегодовое число     пользователей

(тыс. чел.)

Среднегодовое число книговыдачи

(тыс. чел.)

I

свыше 65

свыше 1365

II

от 25 до 65

от 525 до 1365

III

от 10 до 25

от 210 до 525

IV

от 5 до 10

от 105 до 210

№№

п/п

Наименование критерий

Число

баллов

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Методическая деятельность, ориентированная на область,

 город, район.

В том числе:

Деятельность по повышению квалификации библиотечных работников, консультационная деятельность.

Разработка и выпуск методических материалов.

Анализ, обобщение  и внедрение новых форм работы

Разработка программ, концепций  развития, проведение исследований и т. д.

Новаторские решения  проблем комплектования фондов

1 – 5

1

1

1

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Информационная деятельность, в том числе:

Ведение и предоставление пользователям электронного каталога на фонд библиотеки

Ведение и предоставление пользователям электронных баз данных

Расширение круга пользователей

Расширение направлений и форм обслуживания различных групп населения, в том числе инвалидов

Содействие программам в области образования, экономики, экологии и т. д.

1 – 5

  1

  1

  1

  1

  1

3.

Развитие нестационарных форм обслуживания для  обеспечения более широкого охвата населения библиотечным обслуживанием.

До  3

4.

Развитие специализированного профиля библиотечного обслуживания:

наличие фонда и справочно-библиографического аппарата, ориентированных на углубленное раскрытие какой-либо темы, отрасли;  организационная, информационная, исследовательская  деятельность.

До  3

5.

Развитие и укрепление связей библиотеки с общественностью региона, городского округа, муниципального района.

Совместные проекты с другими учреждениями культуры и сторонними организациями

До  3

6.

Деятельность по развитию и сохранению национальной культуры,  краеведению.

До  3

7.

Деятельность библиотеки по информационной поддержке органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие в создании общедоступной системы правовой информации.

До  3

 

Итого 

25

 

 

 

Приложение 3

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Показатели деятельности библиотек

 

1. Показатели социальной эффективности деятельности библиотек:

1. 1. Количество пользователей библиотек, (чел.);

1.2. Количество книговыдач (экз.), выданных в среднем на одного пользователя, не менее 20 экз.;

1.3. Количество посещений (чел.) на одного пользователя не менее 7раз;

1.4. Охват населения услугами библиотек (% посетителей библиотек от общей численности жителей обслуживаемой территории) не менее 45%;

1.5. Число мероприятий, проведенных библиотекой  за год   и их средняя посещаемость (20чел.);

1.6. Доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т. п. (не менее 80% от общего числа проводимых мероприятий);

2.  Показатели экономической эффективности деятельности библиотек:

2.1. Удельный вес расходов на комплектование библиотечных фондов от общих расходов (%);

2.2. Средняя зарплата работника библиотеки (руб./мес.) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в регионе (%).

Также будет   использован такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня библиотечно-информационного обслуживания населения, опросов и т. п. форм.

                                                                                

                                              

                                                                       

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                      Приложение 4

                                              к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Примерные типовые штаты общедоступных библиотек муниципальных образований

Наименование должности

Основные показатели

С число читателей до 5 тыс. в год, книговыдач до 100 тыс.

С числом читателей до 10 тыс. в год., книговыдач до 200 тыс.

С числом читателей свыше 20 тыс. в год, книговыдач свыше 400 тыс.

Администрация

Директор

1

1

Заведующий

1

-

-

Заместитель директора по библиотечной работе

-

-

1

Заместитель директора по работе с детьми (заведующий центральной детской библиотекой)

-

1

1

Заместитель директора по административно-хозяйственной части

-

1

1

Документовед

1

1

1

Главный бухгалтер

1

1

1

Экономист

-

1

1

Бухгалтер

1

1

1

Кассир

0,5

0,5

1

Организационно- методический отдел

 

 

 

Заведующий отделом

-

1

1

Методист

1

2

2

Научный сотрудник

-

1

1

Сектор автоматизации и информационных технологий

Заведующий

-

1

1

Программист

1

1

1

Электроник

1

1

1

Отдел комплектования и обработки литературы

Заведующий отделом

1

1

1

Главный библиотекарь

-

1

1

Библиотекарь

1

1

1

Каталогизатор

-

1

1

Отдел информационной и справочно – библиографической деятельности

Заведующий отделом

-

1

1

Библиограф

1

1

1

Отдел обслуживания читателей (абонемент, читальный зал)

Заведующий отделом

1

1

1

Гл. библиотекарь

1

1

1

Зав.  читальным залом

1

1

1

Библиотекарь

На каждые 750 читателей, 4500 посещений и 13000 книговыдачи в год устанавливается 1 единица

 

Специализированное структурное подразделение (по направлениям деятельности)

Заведующий отделом

1

1

1

Библиотекарь

1

1

1

Специалист

-

1

1

Библиотека городского поселения

При числе читателей до 1500

При числе читателей свыше 1500

Заведующий библиотекой

1

1

Главный библиотекарь

-

1

Зав. детским отделом

-

1

Библиотекарь

1

Устанавливается 1 единица на каждые последующие 600 читателей, 3600 посещений и 10000 книговыдач

Электроник

0,5

1

Библиотека сельского поселения

При числе читателей до 500

При числе читателей свыше 500

Заведующий библиотекой

1

1

Библиотекарь

-

На каждые последующие 250 читателей, 1500 посещений и 5000 книговыдач в год дополнительно устанавливаются 0,5 единицы

Оператор (при наличии информационного центра)

0,5

1

 


                                                                                                                                                                                                       Приложение 5

                                                                                                                                        к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Примерный перечень оборудования общедоступной библиотеки муниципального образования

Наименование показателя

Единица измерения

Количество на одну сетевую единицу

Примерные сроки службы

Межпоселенческая библиотека

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского поселения

Оборудование для обслуживания пользователей

 

Посадочное место пользователя (стол)

штука

Не менее 20

Не менее 10

Не менее 10

7

Посадочное место пользователя (стул)

штука

Не менее 40

Не менее 20

Не менее 20

7

Кафедра выдачи

штука

1 на структурное подразделение

1

1

7

Тумба для формуляров читателей

штука

Из расчета 1 ящик на 150 формуляров

Из расчета 1 ящик на 150 формуляров

Из расчета 1 ящик на 150 формуляров

7

Компьютер

комплект

Не менее 5

Не менее 3

Не менее 1

3

Автоматизированная библиотечно-информационная система

комплект

1

-

-

3

принтер

штука

Не менее 3

Не менее 2

Не менее 1

3

сканер

штука

1

1

1

3

Копировальный аппарат

штука

Не менее 2

1

1

5

Модем

штука

1

1

1

3

телевизор

штука

1

1

1

5

Видеомагнитофон или DVD

штука

1

1

1

5

Наушники

штука

1 на единицу техники

1 на единицу техники

1 на единицу техники

5

Видеокамера

штука

1

-

-

5

Фотоаппарат цифровой

штука

1

1

1

5

мультимедиапроектор

штука

1

1

-

3

Экран

штука

1

1

-

7

Доска с магнитной поверхностью

штука

1

1

1

7

Музыкальный центр

Штука

1

1

1

5

Звукоусилительная аппаратура

комплект

1

-

-

5

радиомикрофон

штука

2

-

-

5

Стол (тумба) для оргтехники

штука

1 на единицу техники

1 на единицу техники

1 на единицу техники

7

Витрина выставочная

штука

3

1

1

7

Стенд информационный

штука

3

1

1

5

Ламинатор

штука

1

-

-

5

Брошюровочная машина

штука

1

-

-

5

Автотранспорт (библиобус)

штука

1

-

-

5

 

Оборудование для хранения фонда и его сохранности

 

Стеллаж книжный односторонний

штука

Из расчета 1 стеллаж на 400 документов

Из расчета 1 стеллаж на 400 документов

Из расчета 1 стеллаж на 400 документов

7

Стеллаж книжный двухсторонний

штука

Из расчета 1 стеллаж на 800 документов

Из расчета 1 стеллаж на 800 документов

Из расчета 1 стеллаж на 800 документов

7

Контейнер для хранения журналов

штука

Из расчета на комплект

Из расчета на комплект

Из расчета на комплект

5

Бокс для дисков, CD

штука

Из расчета 1 бокс на 100 штук

Из расчета 1 бокс на 100 штук

Из расчета 1 бокс на 100 штук

5

Шкаф каталожный

штука

Из расчета 1 ящик на 700 карточек

Из расчета 1 ящик на 700 карточек

Из расчета 1 ящик на 700 карточек

7

Тележка библиотечная для транспортировки книг

штука

1

1

-

5

Жалюзи

штука

1 на 1 оконный проем

1 на 1 оконный проем

1 на 1 оконный проем

7

Огнетушитель

штука

1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1 на каждое помещение

1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1 на каждое помещение

1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1 на каждое помещение

3

Решетка оконная

штука

1 на оконный проем

1 на оконный проем

1 на оконный проем

20

Пылесос

штука

1

1

1

5

 

Оборудование рабочих мест

 

Стол офисный

штука

1 на 1 сотрудника

1 на 1 сотрудника

1 на 1 сотрудника

7

Стул офисный

штука

2 на 1 сотрудника

2 на 1 сотрудника

2 на 1 сотрудника

7

Компьютер

комплект

Не менее 7

Не менее 3

Не менее 2

3

Принтер

штука

Не менее 2

Не менее 1

Не менее 1

3

Телефонный аппарат

штука

1 на структурное подразделение

1

1

7

Факс

штука

1

1

1

5

Радиоприемник

штука

1

1

1

5

Сейф

штука

2

1

1

25

Кассовый аппарат

штука

1

1

1

5

Шкаф для одежды

штука

1 на структурное подразделение

1

1

7

Вешалка

штука

1 на структурное подразделение

1

1

7

Лампа настольная

штука

1 на структурное подразделение

1

1

7

Примечание: все помещения библиотеки оборудуются приборами охранно- пожарной сигнализации.

                                                                                                                                                                                                       Приложение  6

                                                                                                                                            к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Примерный перечень библиотечной техники для общедоступной библиотеки муниципального образования

Наименование показателя

Единица измерения

Количество на одну сетевую единицу

Межпоселенческая библиотека

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского поселения

Билет читательский

штука

1 на читателя

-

-

Формуляр читателя

штука

1 на читателя

1 на читателя

1 на читателя

Вкладыш в формуляр

штука

Не менее 3 на читателя

Не менее 3 на читателя

Не менее 3 на читателя

Карточка регистрации читателя

штука

1 на читателя

-

-

Книга инвентарного учета фонда

штука

1 на 5000 записей

1 на 5000 записей

1 на 5000 записей

Книга суммарного учета

штука

1 на структурное подразделение

1

1

Дневник учета работ библиотеки

штука

1 на структурное подразделение

1

1

Карточка регистрационная периодического издания

штука

150

Не менее 20

Не менее 20

Формуляр книжный

штука

1 на документ

1 на документ

1 на документ

Кармашки для книжных формуляров

штука

1 на документ

1 на документ

1 на документ

Контрольный листок срока возврата документов

штука

1 на документ

1 на документ

1 на документ

Тетрадь учета документов, принятых взамен утерянных

штука

1

1

1

Ярлык для CD

штука

1 на документ

1 на документ

1 на документ

Ярлык книжный для шифра

штука

1 на документ

1 на документ

1 на документ

Карточка каталожная

штука

5 на документ

3 на документ

3 на документ

Разделитель каталожный

штука

Не менее 300

Не менее 200

Не менее 200

Разделитель полочный

штука

Не менее 300

Не менее 200

Не менее 200

Разделители для формуляров

штука

Не менее 300

Не менее 30

Не менее 30

                                                                                                                                                                                                       Приложение 7

                                                                                                                                         к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы обеспеченности услугами связи общедоступной библиотеки муниципального образования

Наименование показателя

Единица измерения

Количество на одну сетевую единицу

Межпоселенческая библиотека

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского поселения

Телефон (абонентская плата)

Количество номеров на учреждении

1 на 2 структурных подразделения

1

1

Автоматизированная междугородная телефонная связь (АМТС)

время

Из расчета 120 минут в месяц

Из расчета 15 минут в месяц

Из расчета 15 минут в месяц

Автоматизированная городская телефонная связь (АГТС)

время

Тариф безлимитный

Тариф безлимитный

Тариф безлимитный

Интернет (оплата траффика)

время

Из расчета 60 минут *количество рабочих дней * тариф

Из расчета 60 минут *количество рабочих дней * тариф

Из расчета 60 минут *количество рабочих дней * тариф

Подключение к выделенной линии

услуга

1

-

-

Создание и поддержка сайта

услуга

1

-

-

Радиоточка

Количество точек

Не менее 1 радиоточки

Не менее 1 радиоточки

Не менее 1 радиоточки

Почтовые расходы в месяц

Письмо

бандероль

Конверт

кг

Не менее 30

Не менее 100

Не менее 30

Не менее 100

Не менее 30

Не менее 100

                                                                                                                                                                                                          Приложение 8

                                                                                                                                              к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы расхода канцелярских товаров для общедоступной библиотеки муниципального образования

Наименование

Единица измерения

Количество на одну сетевую единицу

Межпоселенческая библиотека

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского поселения

Канцелярские товары на одно учреждение

Картридж для принтера черно- белый

штука

10

1

1

Картридж для принтера цветной

штука

3

-

-

Тонер для ксерокса

штука

1 на 3000 копий

1 на 3000 копий

1 на 3000 копий

Бумага офисная

пачка

100

10

10

Бумага для факса

рулон

3

-

-

Фломастеры (24 цвета)

набор

4

1

1

Ватман 610×860

лист

20

10

10

Цветная бумага

набор

6

6

6

Маркер

штука

20

4

4

Краски художественные

коробка

-

1

1

Штемпельная подушка

штука

1 на структурное подразделение

1

1

Дырокол

штука

1 на структурное подразделение

1

1

Флэш

штука

3

1

1

Подставки под книги (выставочные)

штука

Не менее 20

Не менее 10

Не менее 10

Клей ПВА

кг

60

30

Кисти

штука

3

2

2

 

 

Канцелярские товары на одного работника

Наименование

Единица измерения

количество

Скоросшиватель

штука

4

Папка для бумаг

штука

4

Ручка

штука

1

Стержень

штука

12

Ластик

штука

1

Клей-карандаш

штука

1

Линейка

штука

1

Штрих

флакон

1

Скрепки

коробка

1

Кнопки

коробка

1

Скотч

штука

1

Степлер

штука

1

Скобы для степлера

коробка

1

Точилка для карандаша

штука

1

Ножницы

упаковка

1

Ежедневник

штука

1

Блокнот

штука

1

CD диск

штука

4

Дискеты

штука

4

                                                                                                                                                                                                          Приложение 9

                                                                                                                                            к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы расхода хозяйственных товаров для общедоступной библиотеки муниципального образования

Наименование показателя

Единица измерения

Количество на одну сетевую единицу

Межпоселенческая библиотека

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского поселения

Стиральный порошок

упаковка

6

2

2

Сода кальцинированная

упаковка

6

2

2

Мыло туалетное

штука

1 на 500 посетителей

1 на 500 посетителей

1 на 500 посетителей

Чистящее средство

упаковка

в зависимости от площади и вида чистящего средства

в зависимости от площади и вида чистящего средства

в зависимости от площади и вида чистящего средства

Дезинфицирующее средство

Упаковка

в зависимости от площади и вида

в зависимости от площади и вида

в зависимости от площади и вида

Ведро

штука

1 на структурное подразделение

2

1

Швабра

штука

1 на 300кв.м.

1 на 300 кв.м.

1 на 300 кв.м.

Тряпка хозяйственная

метр.кв.

12 на 300 кв.м.

12 на 300 кв.м.

12 на 300 кв.м.

Веник

штука

1 на 300 кв.м.

1

1

Лопата

штука

По количеству дворников

По количеству дворников

По количеству дворников

Метла

штука

По количеству дворников

По количеству дворников

По количеству дворников

                                                                                                                             Приложение 10

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы расхода на текущий ремонт здания общедоступной библиотеки

№№

Группа зданий

% от восстановительной стоимости здания

1

Здания каркасные с железобетонным или металлическим каркасом, с заполнением каркаса каменными материалами

1,1

2

Здания крупноблочные, колонны и столбы – железобетонные или кирпичные, перекрытия – железобетонные

1,2

3

Здания крупноблочные, колонны и столбы – железобетонные или кирпичные, перекрытия – деревянные

1,3

4

Здания со стенами облегченной каменной кладки, колонны и столбы – железобетонные или кирпичные, перекрытия — железобетонные

1,3

5

Здания со стенами облегченной каменной кладки, колонны и столбы – кирпичные или деревянные, перекрытия — деревянные

1,4

6

Здания деревянные с бревенчатыми или брусчатыми рублеными стенами

1,5

7

Здания деревянные каркасные щитовые

1,6

Восстановительная стоимость здания – сумма затрат, необходимых для строительства данного здания, при действующих в современных условиях ценах.

                                                                                                                            Приложение 11

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы расхода на капитальный ремонт здания общедоступной библиотеки

№№

Группа зданий

% от восстановительной стоимости здания

1

Здания многоэтажные (более 2-х этажей), здания одноэтажные с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими покрытиями, с площадью пола более 5000кв.м.

1,0

2

Здания двухэтажные всех назначений, кроме деревянных всех видов,  здания одноэтажные с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими покрытиями, с площадью пола до 5000кв.м.

1,2

3

Здания одноэтажные бескаркасные со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и деревянными перекрытиями.

1,7

4

Здания одноэтажные бескаркасные со стенами облегченной каменной кладки, с железобетонными. Металлическими и деревянными колоннами и столбами, перекрытиями, здания деревянные, с брусчатыми или бревенчатыми стенами, одно-, двух-, и более этажные

2,5

5

Здания деревянные, каркасные и панельные; одно-, двух-, и более этажные

5,0

                                                                                                                             Приложение 12

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

Нормы расхода медицинских товаров для общедоступной библиотеки

№№

Наименование

Количество в зависимости от численности населения в населенном пункте

До 30000 чел.

От 5000 до 30000 чел

До 5000 чел

1.

Таблетки анальгина по 0,5 № 10

3

2

1

2.

Спрей «Пантенол» для обработки ран и ожогов

1

1

1

3

Вата, упаковка 100 гр

1

1

1

4

Бинт марлевый 7=14

6

3

2

5

Бинт трубчатый № 6

3

2

1

6

Лейкопластырь в рулоне

4

2

1

7

Раствор йода 5% спиртовой 10 мг

3

2

1

8

Перекись водорода 3% — 40 мг

3

2

1

9

Нитроглицерин таб. № 40

2

2

1

10

Валидол таб № 10

3

2

1

11

Уголь активированный таб № 10

3

2

1

12

Корвалол – 40 мл

3

2

1

13

Жгут кровоостанавливающий

1

1

1

14

Термометр

1

1

1

15

Прибор для измерения давления

1

1

1

                                                                                                                                 

                                                                                Приложение 13

к «Муниципальным стандартам качества услуг…»

 

Рекомендации по формированию имиджа общедоступной

библиотеки муниципального образования

 

Основными компонентами формирования положительного имиджа библиотек являются:

1. Организационный – включает в себя выработку знаков (символов) учреждения:

− название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие);

− эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их

комбинация);

− лозунги (слоганы) – фразы, в которых кратко выражена миссия учреждения, его назначение в обществе, смысл существования;

− логотип – особое написание названия учреждения и его юридического адреса, которое используется в бланках документов;

− рекламная продукция (буклеты, афиши и т. д.);

− сайт.

2. Архитектурный – включает в себя:

− внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн клубного объекта);

− размещение (месторасположение);

− видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама;

− свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр);

− наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов.

3. Оформительский – предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования

4. Культура внутриорганизационных отношений, или корпоративная культура

– включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении:

− стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам

субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний,

предоставление возможностей профессионального роста, повышения

квалификации, продвижение по службе;

− стиль деловых отношений (обязательность, личная заинтересованность и

ответственность, точность, оперативность, профессионализм руководителя и  сотрудников);

− стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т. д.);

− личная культура руководителя учреждения и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре и др.);

− традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в

коллективе).

Библиотека формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение.

Формированию положительного имиджа библиотеки способствуют учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку, а также установление партнерских связей и отношений с общественными и иными организациями.

Зам. мэра Нижнеилимского

муниципального района ______________Н. М. Субботкина

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК