29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

ДВА ИВАНА, ДВА ГЕОРГИЯ…

1

     3 сентября в городе Усть-Куте состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника летчикам трассы Аляска-Сибирь, погибшим во время Второй мировой войны.

         Хотелось бы более подробно рассказать о подвиге этих летчиков.

    «Трасса мужества» — именно такое уважительное название закрепилось за перегоночным маршрутом Аляска-Сибирь, по которому с октября 1942 года по октябрь 1945 года перегоняли на фронт самолёты, полученные по ленд-лизу в США. Один из перегоночных маршрутов проходил через Усть-Кутский и Нижнеилимский районы.  Старожилы вспоминают, что были дни, когда над ним пролетало до 200 самолётов. Но, к сожалению, не все достигали конечной цели – фронта.

         12 июля 1943 года четыре «Бостона» вылетели из Киренска на Красноярск. Синоптики предупредили: по курсу – облачность (возможно, гроза) и плотный дым от таежных пожаров. Тем не менее, решили лететь.

     Полет до Усть-Кута проходил нормально. После чего самолеты вошли в облачность и дым, где нарушилась радиосвязь.

    Один из «Бостонов» пробил облачность в районе поселка Братск, над Долгими Порогами. Здесь установили связь с лидерной машиной майора Токарева, который приказал следовать в Красноярск самостоятельно, что они и сделали. Два экипажа: командир Иван Иванович Заломин, штурман Иван Архипович Максимов и командир Георгий Михайлович Иванов, воздушный стрелок-радист Георгий Николаевич Шабуров – на базу не прибыли (погибший экипаж Иванова будет случайно найден в 10 километрах от Усть-Кута, там и похоронен. Через 60 лет, когда дачные участки «обступили» могилу, она с согласия родственников была вскрыта, и останки Иванова и Шабурова перезахоронены на кладбище Усть-Кута, в братской могиле с останками Заломина и Максимова).

      След Заломина (тоже случайно) отыщется в 1999 году, но только в 2003 году экспедиция Куприянова тщательно обследует место трагедии и установит: самолет направлялся на запасный аэродром в Нижнеилимск, но в пути (или уже на земле) возник пожар двигателя. Отсутствие связи и плохая видимость ускорили развязку: самолет врезался в тайгу на скорости 370 километров в час…

     На месте катастрофы в тайге поисковики установили памятный Крест и металлическую табличку с именами погибших.

        И вот, в 75-ю годовщину гибели летчиков было решено установить новый памятник. Был объявлен конкурс на создание его эскиза, в котором победил член поискового отряда «Ориентир» МОУ СОШ № 4 УКМО Бурков Дмитрий. Часть средств на создание памятника выделила районная администрация  Усть-Кутского муниципального образования, оставшиеся средства собрал Совет офицеров. Изготовил памятник Тышко Юрий Федорович.

       Открыла митинг, собравший более ста человек,  мэр Усть-Кутского муниципального образования Климина Тамара Александровна.

       Почетными гостями церемонии стали приехавшие издалека родственники штурмана Ивана Максимова: внучки Горина Марина Робертовна и Сычева Ольга Робертовна и правнук Горин Владислав Андреевич.

       Еще один гость – Денискин Михаил Иннокентьевич (иркутский журналист, автор ряда историко-краеведческих книг) –рассказал об экспедициях поиска пропавших самолетов.

      Честь открыть памятник предоставили ветерану Великой Отечественной войны, военному летчику Алексеевскому Иннокентию Иннокентьевичу и Буркову Дмитрию. Все присутствующие почтили память погибших летчиков минутой молчания, после чего возложили на памятник цветы.

   После митинга гости, в сопровождении представителей Усть-Кутского и Нижнеилимского районов, проехали на границу районов, где установлен памятный знак «АлСиб».

        В статье использованы материалы из книги М. Денискина «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны».

Юлия Самодурова

Сотрудник Нижнеилимской центральной библиотеки

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК