29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Рекомендательный список «Территория профессионалов»

1

Библиотека, в которой интересно: сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / авт.— сост.: В. Б. Антипова, Т. Ю. Дрыжова.— Москва: Библиомир, 2017.— 318 с.

        

Книга представляет собой коллекцию проектов и программ для реализации в библиотеках, обслуживающих детей.

Неформальное образование, события вокруг книги и чтения, развивающая книжная среда – все это позволяет расширить возможности школьного образования, выйти за рамки учебного процесса, поддерживать познавательный интерес и мотивацию детей.

В методических рекомендациях предложен набор целей, задач, форм работы, содержательные блоки, набор предполагаемых результатов, набор видов и форм контроля. Задача издания – дать библиотекарю алгоритм составления своей программы, которую он сможет сконструировать из разных модулей.

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 4 / сост. Е. А. Колосова; ред. К. А. Захаров; отв. за вып. О. П. Мезенцева.— Москва: Российская государственная детская библиотека, 2017.— 111 с.

Сборник продолжает серию «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования». Разделы содержат статьи ведущих специалистов, занимающихся изучением детей и детского чтения, а также педагогов, работающих с детьми в библиотеках и образовательных учреждениях. Представлены интересные и разнообразные методики изучения читателей, оценки деятельности библиотек, обслуживающих детей, приводятся результаты новых исследований, проведенных в библиотеках страны, описываются формы и методы работы с детьми в условиях библиотек и образовательных учреждений.

Бондаренко В. В. Юность длиною в сто лет. Читаем про себя. Молодежь в литературе XX–XXI вв.— Москва: Российская государственная библиотека для молодежи, 2016.— 620 с.

Книга ориентирует читателя в отечественной и зарубежной литературе о молодежи XX–XXI вв. Состоит из двух больших глав: «Мы» и «Они».

Внутри каждой главы установлена хронология разделов, в целом соответствующая принятой в истории 20 века. Каждый раздел открывается сжатым обзором основных тенденций в молодежной культуре данной эпохи, очерки о книгах следуют преимущественно в хронологическом порядке, что, однако, не исключает общего тона непринужденной беседы. Очерк о конкретной книге содержит краткий рассказ о произведении, значимые цитаты из него и сведения об экранизациях. Имеется Предметно-тематический и именной указатель, который поможет отобрать произведения по конкретным темам, интересующим читателей и руководителей чтения.

Бородина В. А. Словарь-справочник по чтению: практикум / В. А. Бородина, С. М. Бородин.— Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017.— 231 с.

Материалы представляют собой базовый свод знаний по чтению энциклопедического характера. Они созданы в оригинальном формате – интеграции разных типов литературы – справочной, учебной и научной. Могут использоваться в научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности в области чтения.

Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. – Москва: Библиомир, 2016.— 271 с.

Книга ставит проблему организации читательской деятельности в современном образовательном пространстве и представляет один из путей её решения.

Раскрыты теоретические основы и методические возможности мастерских жизнетворчества как технологии, интегрирующей урочную и внеурочную деятельность. В книгу вошли практические наработки, которые методически выстроены так, чтобы организовать вокруг книги и чтения настоящие библиотечные и образовательные события. Книга обращена к педагогам, библиотекарям, студентам гуманитарных специальностей, школьникам.

Детские библиотеки России в зеркале цифр — 2016. – Москва: Российская государственная детская библиотека, 2017.— 50 с.

В издании представлены статистические и аналитические данные о деятельности уникальной сети специализированных детских библиотек России за 2014–2016 годы. Издание снабжено электронным приложением и предназначено для сотрудников библиотек, а также для широкого круга специалистов, интересующихся библиотечным делом в России.

Изучение пользователей библиотек: социологический подход / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. детская б-ка.— Москва: Российская государственная детская библиотека, 2013. 

Ч. 1: Составление анкеты. Проведение интервью: методическое пособие для библиотекарей / авт.-сост.: А. Ю. Губанова, Е. А. Колосова.— 2013. 

Методическое пособие имеет краткую историческую справку о каждом из четырех методов, использующихся социологами для изучения детства, детских библиотек чтения и читательских практик. Приводится описание каждого метода и конкретные примеры его применения в работе исследователей РГДБ. Издание может быть полезно сотрудникам библиотек, заинтересованным в поведении социологических исследований собственными силами, но не располагающим профессионально подготовленными специалистами или возможностями для их привлечения.

Изучение пользователей библиотек: социологический подход / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. детская б-ка.— Москва: Российская государственная детская библиотека, 2013. 
Ч. 2: Неопросные методики исследования: методическое пособие для библиотекарей / авт.-сост. Е. А. Колосова. 



Изучение пользователей библиотек: социологический подход / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. детская б-ка.— Москва: Российская государственная детская библиотека, 2013. 

Ч. 3: Обработка результатов исследования: методическое пособие для библиотекарей / авт.-сост.: А. Ю. Губанова, Е. А. Колосова, В. П. Чудинова. 

Методическое пособие содержит описание основных приёмов обработки результатов социологических исследований, использующихся при изучении детства, детских библиотек, чтения и читательских практик. Пособие адресовано сотрудникам библиотек, заинтересованным в поведении социологических исследований собственными силами, но не располагающим профессионально подготовленными специалистами или возможностями для их привлечения.

Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению. Вып. 2.— Москва: Российская государственная детская библиотека, 2017.— 180 с. 

Для того чтобы дети становились читателями, нужно немалое время, постоянные встречи с хорошими книгами и умным собеседником. Нередко таким собеседником для ребенка становится библиотекарь. Ведь поле, в котором работает детский библиотекарь – это поле, где стягиваются воедино детская литература и психология, педагогика и библиография. Задача этого сборника – познакомить библиотечных специалистов с авторскими программами по читательскому развитию детей, которые были разработаны, апробированы и успешно реализуются в детских и детско-юношеских библиотеках. Сборник включает ряд программ литературного и читательского развития детей, как разработанных специалистами РГДБ, так и победивших в конкурсе авторских программ, инициированном РГДБ в 2014–2015 гг.

Асонова Е. А., Читать невредно. — Москва: Совпадение, 2017. — 77, [2] с.

В сборник статей вошли материалы по практикам семейного чтения, восприятию литературного произведения ребенком, о списках литературы и летнем чтении.

Детская книга в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 10–11 февраля 2009 года / М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. социально-педагогическая академия; [отв. ред. А. Н. Садриева].— Нижний Тагил: НТГСПА, 2009.— 406 с.

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной детской книге. Его авторы – вузовские преподаватели, студенты, школьные учителя, сотрудники библиотек, литературные критики – рассматривают проблемы, связанные с детским чтением в историческом, педагогическом, философском, художественном, искусствоведческом и библиотечном аспектах.

Детская книга как арт-объект: материала VIII Всероссийской научно-практической конференции, 30 октября 2015 года. — Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО, 2017. — 136 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

В сборнике рассматриваются проблемы, связанные с феноменом детской книги как арт-объекта, в различных аспектах: арт-объект как культурный текст, психология восприятия книжных арт-объектов, история иллюстрирования детских книг, самодельные детские книги и др.

Матлина С. Г. Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность. – М.: Библиомир, 2015. – 232 с.

Настоящее издание посвящено вопросу, вызывающему все больший интерес у публичных библиотек и затрагивающей такие понятия как пространство, комфорность, инновации. Издание логически продолжает многие положения, изложенные в монографии О. Дубининой «Библиотека в пространстве города. Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему».

Романичева Е. С., От «тихой радости чтения» — к восторгу сочинительства. — Москва: Библиомир, 2016. — 228, [1] с.

Книга посвящена проблеме приобщения подростков к чтению. Предлагаются разнообразные способы развития их читательской активности, описываются технологии и стратегии, речевые ситуации, творческие задания и упражнения.

Тихомирова И. И., От чтения — к творчеству жизни : сборник статей по педагогике и психологии детского чтения: [в помощь педагогу-библиотекарю]. — Москва: РШБА, 2017. — 278 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1; вып. 3).

В основу сборника положена методическая система руководства чтением художественной литературы, воспитание культуры чтения ребенка. Особое внимание уделено детской классике.

Федоров А. О., Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога?. — Москва: Пашков дом, 2013. — 83, [2] с. — (Библиотека библиотекаря).

Автор увлекательно рассказывает о том, что происходит в профессиональных сетях, знакомит с классификацией библиотечных блогов. Дает представления о его возможностях и технологию ведения.

Шуминова, И. О. Социокультурная деятельность публичной библиотеки: практическое пособие / И. О. Шуминова. – Москва: Литера, 2016.— 176 с.

В пособии представлены основные аспекты социокультурной деятельности публичной библиотеки. В главах «Библиотека как общественный и культурный центр местного сообщества», «Социокультурная деятельность библиотеки в контексте формирования социального взаимодействия», «Расширяя границы: библиотечное пространство просвещения и интеллектуального досуга» на примере работы общедоступных библиотек Астраханского региона автор представляет иллюстрацию освоения библиотеками новой парадигмы социокультурной политики. В пособие включены сценарные макеты акций, мероприятий, программы, проекты и другие практические материалы.

Иванова, Г. А. Психология чтения школьников: учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей / Г. А. Иванова, И. И. Тихомирова. – Москва: РШБА, 2016. – 328 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 4).

Учебное пособие, адресованное школьным педагогам-библиотекарям, будет полезным также всем библиотекарям, работающим с детьми, а также их родителям и учителям.

В пособии  рассказывается о библиопсихологии. Его авторы  много лет читают курс «Психология детского чтения» на библиотечно-информационных факультетах в Московском и Санкт-Петербургском вузах культуры.

В пособии рассматриваются такие вопросы, как сущность и мотивы чтения, психологические аспекты восприятия школьником художественного и научно-познавательного текста, чтение как творческий процесс, влияние когнитивных технологий на мыслительную деятельность школьника, психологические методы изучения читателя, библиотекарь как психолог чтения и др.

Шуминова И. О. Библиотеки будущего: спектр перспективных услуг: прак. пособие.— М.: Либер-Дом, 2016.— 111 с.— (Библиотека и время. XXI век; N 159).

В эпоху глобализации современные библиотеки превращаются в пространства для проведения публичных акций, получения внешкольного образования и саморазвития пользователей, их досуга и общения. Библиотеки способствуют преодолению информационного неравенства, помогают сохранению локальной культуры своего поселения и региона, оказывают активную поддержку социально незащищённым людям. В этом проявляются тенденции преобразования библиотечных учреждений в культурно-просветительские центры нового типа.
Автор предлагаемой книги на основе обобщения разнообразного профессионального опыта подробно рассказывает о перспективных тенденциях в развитии библиотечной сферы. Издание адресовано сотрудникам и руководителям массовых библиотек, преподавателям и студентам вузов культуры, специалистам по информационным дисциплинам.

Савкина, С. В. Электронные выставки библиотек: технология подготовки и оценки качества: учеб.-практ. пособие / С. В. Савкина.— Москва: Литера, 2016.— 120 с.— (Серия «Современная библиотека»).

Дана характеристика специфических свойств электронных библиотечных выставок. Описаны интерактивные возможности ЭБВ как новой диалоговой формы работы с читателями. Представлена многоаспектная классификация электронных выставок. Раскрыты возможности реализации информационной, культурной и образовательной функций библиотек посредством электронных выставок. Охарактеризованы возможности использования обучающих электронных выставок в образовательном процессе. Пособие будет полезно библиотекарям-практикам, студентам вузов и ссузов культуры, актуально для профессионального обучения и практики библиотечного обслуживания.

 

Мурашко О. Ю., Александрова А. Б. Прогностическая деятельность современной поселенческой библиотеки: моногр. / О. Ю. Мурашко, А. Б. Александрова.— Москва: Литера, 2016.— 96 с.

Необходимым фактором повышения эффективности деятельности поселенческих библиотек является инструментарий прогнозирования. Данная монография посвящена проблематике внедрения и использования прогнозирования в практике поселенческой библиотеки.

 

Гендина, Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография / Н. И. Гендина.— Москва: Литера, 2016.— 392 с.

Вхождение человечества в информационное общество характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, созданием качественно новой информационной среды жизнедеятельности. В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная проблема — подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, обучить их правилам информационной безопасности. Монография является первым опытом сопоставительного анализа информационного и медиаобразования в России. Отличительная черта издания — наличие фактических данных, характеризующих развитие информационного и медиаобразования в России в период с 1990 по 2015 г. Инновационным является рассмотрение проблем отечественного информационного и медиаобразования в контексте международных инициатив ИФЛА и ЮНЕСКО. Приводится концепция формирования информационной культуры личности. Описывается деятельность образовательных учреждений и библиотек в сфере информационного и медиаобразования. Рассматриваются проблемы и перспективы информационного и медиаобразования в России.

Монография адресована магистрантам, аспирантам и преподавателям вузов, исследователям информационного и медиаобразования, библиотекарям и учителям.

 

Кабачек О. Л. Субъектность литературно-художественной деятельности / О. Л. Кабачек.— М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016.— 304 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия 1; вып. 2). — В помощь педагогу- библиотекарю.— ISBN 978-5-91540-133-3

В книге психолога Оксаны Кабачек предпринята попытка рассмотреть роль субъекгности в литературной и читательской деятельности. Многолетние экспериментальные исследования разновозрастных слушателей-читателей и сочинителей позволили автору найти ответы на некоторые, традиционные в читателеведении, вопросы и поставить новые.

В первом разделе рассматривается современная проблемная ситуация с чтением. Во втором – предметом изучения становится художественная литература: ее возможности в развитии личности ребенка. Третий раздел посвящен экспериментально-психологическим исследованиям автора последних лет, а завершающий – описывает исследования «особого» читателя и вопросы библиотерапии.

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК