26 | 02 | 2021
Главное меню
Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.
Краеведение
Территория чтения
Статистика
Яндекс.Метрика

Исторический очерк о городе Железногорске-Илимском

1

Краткая характеристика

Основан: 1957 год

Рабочий поселок: с  1958 года

Город: с 1965 года

Железногорск-Илимский Иркутской области  — административный центр Нижнеилимского района

Телефонный код  39566*****

Отклонение от московского времени, часы: 5

Географическая широта: 56° 35′

Географическая долгота: 104° 07′

Высота над уровнем моря, метров: 430

Территория (кв. км): 497

      Железногорск-Илимский  расположен на северо-востоке Лено-Ангарского плато, в 16 км от р. Илим, в 1222 км к северу от Иркутска. Город фактически находится  на Восточно-Сибирской железной дороге. Ж.д. станция Коршуниха-Ангарская.  Имеется качественное автомобильное сообщение благодаря тому, что город находится вблизи автомагистрали Братск — Усть-Кут. Есть собственный аэропорт для обслуживания легковых и грузовых воздушных судов.

     Климат города Железногорска-Илимского  ярко выраженный континентальный, так как он находится на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья. Среднегодовое количество осадков составляет 500 мм.  Средняя температура января в городе составляет −17.2° C, средняя температура июля месяца: +18.4° C; среднегодовая температура воздуха +0.2° C. Вегетационный период  длится 120 дней. На территории города и его пригородов наиболее распространены дерново-подзолистые и дерново-карбонатные почвы.

     Наш город возник как посёлок Коршуниха при месторождении железной руды у горы Железная. Поселок получил свое название от  наименования  реки, на которой он располагался. А река Коршуниха, которая является правым притоком Илима, соответственно, получила название по имени известного русского рудознатца – Шестачки Коршунова. Этому человеку во многом обязан Железногорск-Илимский, так как он открыл месторождения руды на этих территориях.

     Осваивать Коршуновское железорудное месторождение начали в шестидесятые годы 20 века, хотя известно о нем было давно. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского стало возможным только после строительства железнодорожной магистрали Тайшет-Лена.

     В 1956 году 20 съезд КПСС принял решение о создании третьей металлургической базы на востоке страны.  Намечено построить среди прочих объектов  Коршуновский железный рудник в Восточной Сибири.

    На правом берегу речки Коршунихи располагался поселок геологоразведчиков – контора, барак, пекарня, баня.

    В декабре 1956 года на Коршунихе появились первые строители строительно-монтажного управления треста «Кузнецктяжстрой» Министерства строительства  металлургической и химической промышленности СССР. Они приехали строить гигант черной металлургии. Рабочие расчистили в тайге, вблизи от железнодорожного разъезда, первые площадки для строительства жилья, начали строить первые жилые дома.  В феврале 1957 года в коллективе было 200 человек. В августе 1957 г. в Коршуниху прибыл отряд строителей из Братска.  К ноябрю сданы в эксплуатацию первые постройки будущего города – шесть четырехквартирных домов, баня, столовая, небольшая электростанция. В старый поселок геологов проведено электричество.  Но в  связи с реорганизацией трест «Кузнецктяжстрой» перешел в ведение Кемеровского совнархоза, который отказался от строительства КГОКа. Работы на Коршунихе были прекращены.

     В  конце 1957 года  по решению  Совета народного хозяйства Восточно-Сибирского экономического района  подрядчиком по строительству КГОКа с 1 января утверждается специальное Управление Братскгэсстрой. Специальным приказом по Братскгэсстрою в Коршунихе было создано новое подразделение – «Коршуновстрой».

     В Коршуниху из разных городов прибывают строители. Растет палаточный городок. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского  активизируется.

     В апреле 1958 года около палаточного городка  открылось  первое культурно-просветительное учреждение  Коршунихи – клуб «Рудник». В нем начался показ звуковых фильмов.

    В 1958 г. были выстроены  первые кварталы  посёлка из сборно-щитовых домов.

    Начали строить  восьмиквартирные брусчатые дома на кирпичных фундаментах –цоколях, где располагаются магазины, учреждения, квартиры. Пролегают улицы — Ангарская, Ленская, Амурская. Самой первой была улица  40 лет ВЛКСМ.

    В 1958 году построены 77 сборно-щитовых домов, два каркасно-щитовых восьмиквартирных дома, 7 одноэтажных брусчатых домов, 6 общежитий.  Летом был построен первый капитальный детский сад. Построена почти за месяц первая трехэтажная школа-десятилетка. Это было первое высотное здание в поселке.

     13 сентября 1958 года населенный пункт Коршуниха был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Железногорск.

     В  феврале 1959 года бюро Иркутского обкома комсомола объявило сооружение КГОКа ударным комсомольским объектом.

     В  декабре 1959 года приступил к выполнению своих обязанностей директор строящегося КГОКа  В. В. Беломоин.

    Строительство шло медленным темпом, не хватало квалифицированных кадров.

    В начале 1961 года в Коршуниху приехала группа московских инструкторов по передаче передовых методов труда. Началось обучение прогрессивным методам отделочных работ.

   В  1961 году была построена и сдана в эксплуатацию школа № 2. Это была первая школа в кирпичном исполнении.

   В 1961 году строительство возглавил М. И. Тест. Стало активнее продвигаться строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Большая работа проделана строителями по созданию производственной базы – сданы в эксплуатацию комплекс бетонного завода, цеха сборочного железобетона и арматурный цех.

   Жители переселены из палаточного городка в добротные благоустроенные дома.

   Прибывают после демобилизации из рядов Советской Армии молодые парни, желающие принять участие в строительстве города и КГОКа. Многие из них окончат заочно институты и будут занимать руководящие должности в подразделениях Коршуновстроя.  Некоторые перейдут работать в КГОК, и также займут руководящие должности в подразделениях комбината, оставшись коренными жителями Железногорска.  Будут и уехавшие на другие новостройки.

    В 1960-1962 годах были сданы клуб на 200 мест, баня, ателье по ремонту обуви, почта со сберкассой, три детских сада на 300 мест, больница на 27 коек.

В октябре 1962 года строители начали закладку фундамента главного корпуса больничного комплекса. Были построены инфекционное отделение, пищеблок, родильное  помещение и административно-хозяйственное отделение.

     Наступил  1963 год. Предстояло ввести на ТЭЦ турбину мощностью 5000 киловатт и котел номер один производительностью 75 тонн пара в час, обеспечивающие теплом объекты комбината и  поселка Железногорска. В этом году комбинат и поселок  сооружали 5000 строителей. Началось строительство Дома культуры «Горняк».

    В сентябре 1963 года сдан в эксплуатацию первый в Железногорске 48-квартирный дом. Предстоит сдать многоэтажные кирпичные дома, детский сад на 125 мест, детские ясли на 120 мест, столовую на 200 мест и другие объекты.

    В 1963 году сдана в эксплуатацию школа № 1.

   1964 год – решающий этап стройки. Наращиваются темпы строительства, работы ведутся и днем, и ночью.

   20 сентября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР  рабочий поселок Железногорск  преобразован в город  районного подчинения с присвоением ему наименования — город  Железногорск-Илимский  и  перенесением в него центра района.

    Железногорск-Илимский становится современным и благоустроенным городом. Строительство города велось по генеральному проекту. В городе многоэтажные жилые дома, обеспеченные центральным отоплением, водоснабжением, канализацией. Кухни оборудованы электрическими плитами.

   Расположен город  в лесистом междугорье.  Он окружен сопками и тайгой.

   Константин Симонов  в Железногорске.

   В 1964 году в Железногорске побывал писатель  Константин Симонов. Вот каким он увидел наш город:

   «За Илимском дорога становится сразу хорошей – как только сворачиваешь на Железногорск, сразу чувствуешь дыхание большой строительной индустрии и с этим чувством въезжаешь на асфальтированные улицы сияющего электрическим огнями нового города. Бывает, что после долгой дороги по темноте освещенный электрическим огнями город ночью кажется  красивым, а потом, утром, выйдя на порог, почувствуешь себя обманутым. В Железногорске мы не испытали этого чувства. Наоборот, в это прозрачное осеннее сибирское утро Железногорск нам кажется еще красивее, чем ночью. Ровно прорубленные улицы поднимаются вверх по лесистым холмам, и стандартные двухэтажные сборные дома, расположенные широким красивым амфитеатром, покрашенные в веселые, яркие цвета, выглядят не только опрятными и чистенькими, но какими-то особенно нарядными среди зелени заботливо сохраненного леса. Рельеф местности подсказал правильное решение ставить эти деревянные дома на склонах на высокие фундаменты, которые с лицевой стороны превращены еще в третий нижний этаж. В этих этажах расположены магазины и разные бытовые и подсобные предприятия и учреждения. В городе есть и фундаментальные кирпичные и сборные четырехэтажные дома и будут построены и пяти и еще девятиэтажные. Но то, что осуществлено в дереве, сделано так добротно, что производит впечатление фундаментального, еще амфитеатром город виден весь, как на ладони и сверху вниз и снизу вверх. Но когда смотришь сверху, красота и разумность планировки наглядней. Видишь и сеть улиц, в большинстве своем заасфальтированных, и притом не на скорую руку, а всерьез и надолго, и тщательно спланированные площадки, между домами будут зелень и цветники. И заботливо, и просторно на лучших местах размещены детские сады. Железногорск кажется мне антиподом тем, к сожалению, еще  многочисленным у нас поселкам, про которые один рассерженный на проектировщиков и не лезущий за словом в карман строитель сказал: «Сначала сами же запроектируют, как закопаться в дерьме, потом сами же начинают перепроектировать, как из этого дерьма вылезти. Сказано грубо, но близко к истине. Так вот, о Железногорске этого никак не скажешь. И не только потому, что планировка хорошая и дома чистенькие, а по другим смежным причинам.

     Здесь, например, всеми правдами и неправдами уже «ухитрились» построить спортивный зал. «Ухитрились», потому что ассигнований на него не было. И сначала его возвели как летнее кино, потом летнее кино превратили в некий вспомогательный строительный объект, а потом в этом строительном объекте поместили временный спортивный зал. Конечно, «схитрили». А что было делать, если этого зала не было предусмотрено в проекте. А старше тридцати лет в Железногорске только тридцать процентов, остальные семьдесят процентов  — молодежь. А молодость – она хочет заниматься спортом. И в Сибири тоже, и не только летом, но и зимой, тем более, что зима здесь, как известно, длинная. Но, наверное, самая важная и самая показательная в строительстве Железногорска деталь – это то, что в таком молодом городе, где пришлось строить заново, все дети занимаются только в одну смену. Вспоминая все виденное за эти два дня в Железногорске, невольно еще раз думаю о сибирских масштабах. О том общем развороте великих сибирских работ, которые записаны в «Программе партии».

     С 1965 года проводились занятия в горно-металлургическом техникуме, который сначала был филиалом Черемховского горного техникума. День рождения Железногорского  техникума  — июль 1966 года, когда Министерство Черной металлургии СССР издало приказ об его организации.

    В 1967 году была построена районная больница на 240 мест с поликлиникой (позднее появится и четырехэтажная городская поликлиника со светлыми кабинетами).

    С 1968 года работает Железногорское  городское училище металлургов ПЛ-33.  В 2006 году произошло объединение горно-металлургического техникума и профессионально-технического училища в профессиональный лицей.

     В 1968 году открылся самый большой магазин в городе – Дом одежды.  В этом же году был сдан в эксплуатацию Дом культуры «Горняк». В апреле 1968 года сдан в эксплуатацию и спортивный зал «Горняк».

    В  1968 году возвели первую в городе девятиэтажную «коробочку», тогда  таких домов  не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Макет девятиэтажки проследовал по главным улицам города в праздничной колонне  демонстрантов  7 ноября 1968 года. В  декабре  этого же года  сдан в эксплуатацию первый в городе крупнопанельный дом на 90 квартир.

    Застройка города велась на разных этапах по генеральным планам, разрабатываемым проектными институтами: «Гипроруда» в 1957 году для 1-й очереди строительства города; «Леннииипградостроительства» в 1974 году для 2-й очереди строительства города и «Братскгражданпроект» в 1984 году как продолжение 2-й очереди.

    Весь город в перспективе был рассчитан на население 45 тысяч человек.

    Постепенно  Железногорск-Илимский  застраивается крупнопанельными сборными и кирпичными домами – растет новый каменный город. Так, в молодом городе, которому  нет еще пятидесяти лет, в разное время возникли и существуют два города – старый, деревянный и новый  каменный. Правда, город не отличается своеобразием архитектурных форм, он состоит из двух-трех-четырех-пяти и девятиэтажных «коробочек». Разнообразие вносят здания объектов соцкультбыта. Различны по внешнему облику детские дошкольные учреждения.  Интересен архитектурный ансамбль административных и общественных зданий на центральной площади города. В городе много лестниц, так как он расположен на горном склоне.

     Железногорск-Илимский был первым городом в Восточной Сибири, где в 1969 году построили широкоформатный кинотеатр «Илим», красивое здание из стекла и камня, оснащенный современной кинопроекционной и звуковоспроизводящей  аппаратурой. В ночь с 8 на 9 января 2010 года в фойе кинотеатра произошел пожар. Необходим ремонт помещения.

     В 1970 году, накануне Октябрьских праздников, железногорцы получили прекрасное кафе «Север».  Строители изменили проект потолка и пола, при отделке применили деревоплиту, пластик, оргстекло. Теперь это здание используется в коммерческих целях.


     21–22 апреля 1970 года впервые приняты телевизионные передачи Братского телецентра через Железногорский ретранслятор.

     Телевышка поднялась до 148 метров. Параллельно с монтажом телевышки в здании ретранслятора монтировалась сложная аппаратура.

     Для трудящихся КГОКа с 1971 года функционировал санаторий-профилакторий на сто мест. Размещался он в комфортабельном здании в лесной зоне. Теперь это здание переоборудовано в общежитие.

     В августе 1973 года принята в эксплуатацию самая большая в Железногорске-Илимском школа № 4.

     В настоящее время в  распоряжении железногорцев около 380 тысяч квадратных метров жилья, 5 общеобразовательных школ. Есть Центральная детская школа искусств и Центр развития творчества детей и юношества. Библиотечная сеть города представлена двумя центральными районными библиотеками (взрослой и детской), библиотекой семейного чтения.

     В октябре 1977 года в городе был открыт краеведческий музей.   Сейчас это историко-художественный музей имени М. К. Янгеля.

     В 1981 году на берегу реки Илим построен лагерь отдыха  для детей на 360 мест, зимой он должен был использоваться как база отдыха для трудящихся. В настоящее время лагерь заброшен.

      В 1981 году  11 апреля введен в эксплуатацию плавательный бассейн «Дельфин» — первое сооружение подобного типа, построенное за Уралом. В бассейне 50-метровая дорожка.  Здесь имеются специализированные залы, игровой холл, зал женской гимнастики, тренажерный зал, кабинет врачебного контроля, уголки для отдыха.

     Почти ровесник города – стадион «Строитель». Все лето на нем проходили футбольные  матчи местных команд. Зимой на нем заливают каток. Есть помещение, где можно переодеться и взять коньки на прокат. Имеется и новый большой стадион «Горняк».  На промплощадке  комбината недавно построен Ледовый дворец, в котором проводятся соревнования по хоккею.

     На вершине горы в лесном массиве  создана парковая зона. Там есть качели,  аттракционы, а в зимний период  там же функционирует  лыжная база. Разбита лыжная трасса.

     Есть в городе сквер  Илимских партизан с памятником. Там перезахоронены останки  видных илимских партизан, погибших в борьбе с колчаковщиной.

     На центральной площади города сооружен бронзовый памятник славному земляку илимчан – выдающемуся конструктору ракетно-космических систем Михаилу Кузьмичу Янгелю.

     С площади вниз  лестница ведет к мемориалу воинам – илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

     Воздвигнут в нашем городе обелиск и первостроителям Железногорска-Илимского.

     Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.

     В северной части города расположен прекрасный десятый квартал города. Он, в основном, застроен пяти и девятиэтажными крупнопанельными и кирпичными домами улучшенной планировки различной цветовой гаммы. В дома встроены магазины, почтовое отделение.
В  октябре 1985 года  в городе открыт новый торговый комплекс.

    С августа 1988 года в 13 микрорайоне работники  комбината, по инициативе генерального директора В. Н. Хохлова, начали строить  двухквартирные коттеджи.  Получился  отдельный поселок, застроенный   комфортными домами. Семьи, проживающие там, имеют приусадебные участки и комплекс построек для содержания в личном подворье домашнего скота. Коттеджи благоустроены, расположены вне города, окружены тайгой.

     Большими темпами развивалось в городе дачное и гаражное строительство.  Город, расширяясь в своих границах, в настоящее время вышел за пределы утвержденного генерального плана.

     В 2001 году  приступили к строительству православного собора для железногорцев по заказу церкви Казанской иконы Божией Матери и инвестора в лице КГОКа. Строительство Свято-Троицкого храма было завершено в 2007 году.

     25 января 1969 года самолет ИЛ-14 открыл регулярное сообщение по линии, связывающей Железногорск с областным центром.

     С октября 1970 года начали осваивать новейшие самолеты ЯК-40. Прекрасный самолет связывал Железногорск-Илимский  с Иркутском. При случае железногорцы добрым словом вспоминают советскую власть, при которой блестяще работал аэропорт.  За символическую плату  можно было летать  в Иркутск, в Братск. Возведенный в перестроечные времена комфортабельный аэровокзал вскоре оказался невостребованным. После экономических реформ аэропорт оказался банкротом и прекратил свое существование. Сейчас железногорцы добираются до Иркутска на пассажирском поезде за 18 часов или на автотранспорте за 12–14 часов. Говоря о дорожных сообщениях, нельзя не упомянуть о строительстве второго Коршуновского железнодорожного тоннеля. Он построен рядом с уже действующим, но заметно обветшавшим. В итоге поезда получили  две колеи. Чтобы доехать до города Железногорска-Илимского надо покупать билет до станции Коршуниха-Ангарская.

     Железногорск-Илимский  посещали делегации из разных стран. Наш город является побратимом японского города Саката.

     Город Железногорск-Илимский, несмотря на значительное (1222 км) удаление от Иркутска, вовсе не похож на остальные провинциальные города России. Получив менее полувека статус города, Железногорск-Илимский  является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области.

     Большое значение в жизни города играет Коршуновский горно-обогатительный комбинат, который входит в состав ОАО “Мечел”. Это предприятие является одним из ключевых поставщиков железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса.  КГОК  – крупнейший работодатель не только города, но и региона.

     На территории города находится теплоэлектроцентраль ИТЭЦ-16, поэтому городские жители не испытывают дискомфорта при проживании, несмотря на довольно суровый климат. Сельское хозяйство в городе и за его пределами  в упадке, большая часть продукции привозится из более южных регионов. Значительная часть населения занята в секторе добычи полезных ископаемых; с конца девяностых развивается и лесозаготовительный сектор.

     Численность населения, согласно последним данным, составляет около 27 тысяч человек. Для сравнения -  на 1 января 1965 года в городе проживало 16028 человек, на 1 января 1995 года −33 тысячи жителей.

     Авторы книги «Новая география Сибири» Т. Г. Морозова и Д. Я. Захарина, как бы обобщая достоинства нашего  города, сказали о нем лаконично и емко: «Железногорск построен добротно и богато»…   И, действительно, наш город  построен так, что все близко, все удобно. Улицы расположены с учетом рельефа местности и изобилуют развилками и поворотами для горных дорог. Незнакомому с городом человеку ориентироваться в нем легко.

     Страницы истории нашего города свидетельствуют о том, как нелегко начиналась стройка на Коршунихе, но сейчас в нашем городе созданы все необходимые условия для нормальной жизни сибиряков.

 

Каталоги и коллекции
Новинки литературы
Календарь событий
info :
Меню компонента iCagenda не опубликовано!
Февраль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28