28 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Исторический очерк о городе Железногорске-Илимском

1

Краткая характеристика

Основан: 1957 год

Рабочий поселок: с  1958 года

Город: с 1965 года

Железногорск-Илимский Иркутской области  — административный центр Нижнеилимского района

Телефонный код  39566*****

Отклонение от московского времени, часы: 5

Географическая широта: 56° 35′

Географическая долгота: 104° 07′

Высота над уровнем моря, метров: 430

Территория (кв. км): 497

      Железногорск-Илимский  расположен на северо-востоке Лено-Ангарского плато, в 16 км от р. Илим, в 1222 км к северу от Иркутска. Город фактически находится  на Восточно-Сибирской железной дороге. Ж.д. станция Коршуниха-Ангарская.  Имеется качественное автомобильное сообщение благодаря тому, что город находится вблизи автомагистрали Братск — Усть-Кут. Есть собственный аэропорт для обслуживания легковых и грузовых воздушных судов.

     Климат города Железногорска-Илимского  ярко выраженный континентальный, так как он находится на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья. Среднегодовое количество осадков составляет 500 мм.  Средняя температура января в городе составляет −17.2° C, средняя температура июля месяца: +18.4° C; среднегодовая температура воздуха +0.2° C. Вегетационный период  длится 120 дней. На территории города и его пригородов наиболее распространены дерново-подзолистые и дерново-карбонатные почвы.

     Наш город возник как посёлок Коршуниха при месторождении железной руды у горы Железная. Поселок получил свое название от  наименования  реки, на которой он располагался. А река Коршуниха, которая является правым притоком Илима, соответственно, получила название по имени известного русского рудознатца – Шестачки Коршунова. Этому человеку во многом обязан Железногорск-Илимский, так как он открыл месторождения руды на этих территориях.

     Осваивать Коршуновское железорудное месторождение начали в шестидесятые годы 20 века, хотя известно о нем было давно. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского стало возможным только после строительства железнодорожной магистрали Тайшет-Лена.

     В 1956 году 20 съезд КПСС принял решение о создании третьей металлургической базы на востоке страны.  Намечено построить среди прочих объектов  Коршуновский железный рудник в Восточной Сибири.

    На правом берегу речки Коршунихи располагался поселок геологоразведчиков – контора, барак, пекарня, баня.

    В декабре 1956 года на Коршунихе появились первые строители строительно-монтажного управления треста «Кузнецктяжстрой» Министерства строительства  металлургической и химической промышленности СССР. Они приехали строить гигант черной металлургии. Рабочие расчистили в тайге, вблизи от железнодорожного разъезда, первые площадки для строительства жилья, начали строить первые жилые дома.  В феврале 1957 года в коллективе было 200 человек. В августе 1957 г. в Коршуниху прибыл отряд строителей из Братска.  К ноябрю сданы в эксплуатацию первые постройки будущего города – шесть четырехквартирных домов, баня, столовая, небольшая электростанция. В старый поселок геологов проведено электричество.  Но в  связи с реорганизацией трест «Кузнецктяжстрой» перешел в ведение Кемеровского совнархоза, который отказался от строительства КГОКа. Работы на Коршунихе были прекращены.

     В  конце 1957 года  по решению  Совета народного хозяйства Восточно-Сибирского экономического района  подрядчиком по строительству КГОКа с 1 января утверждается специальное Управление Братскгэсстрой. Специальным приказом по Братскгэсстрою в Коршунихе было создано новое подразделение – «Коршуновстрой».

     В Коршуниху из разных городов прибывают строители. Растет палаточный городок. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского  активизируется.

     В апреле 1958 года около палаточного городка  открылось  первое культурно-просветительное учреждение  Коршунихи – клуб «Рудник». В нем начался показ звуковых фильмов.

    В 1958 г. были выстроены  первые кварталы  посёлка из сборно-щитовых домов.

    Начали строить  восьмиквартирные брусчатые дома на кирпичных фундаментах –цоколях, где располагаются магазины, учреждения, квартиры. Пролегают улицы — Ангарская, Ленская, Амурская. Самой первой была улица  40 лет ВЛКСМ.

    В 1958 году построены 77 сборно-щитовых домов, два каркасно-щитовых восьмиквартирных дома, 7 одноэтажных брусчатых домов, 6 общежитий.  Летом был построен первый капитальный детский сад. Построена почти за месяц первая трехэтажная школа-десятилетка. Это было первое высотное здание в поселке.

     13 сентября 1958 года населенный пункт Коршуниха был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Железногорск.

     В  феврале 1959 года бюро Иркутского обкома комсомола объявило сооружение КГОКа ударным комсомольским объектом.

     В  декабре 1959 года приступил к выполнению своих обязанностей директор строящегося КГОКа  В. В. Беломоин.

    Строительство шло медленным темпом, не хватало квалифицированных кадров.

    В начале 1961 года в Коршуниху приехала группа московских инструкторов по передаче передовых методов труда. Началось обучение прогрессивным методам отделочных работ.

   В  1961 году была построена и сдана в эксплуатацию школа № 2. Это была первая школа в кирпичном исполнении.

   В 1961 году строительство возглавил М. И. Тест. Стало активнее продвигаться строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Большая работа проделана строителями по созданию производственной базы – сданы в эксплуатацию комплекс бетонного завода, цеха сборочного железобетона и арматурный цех.

   Жители переселены из палаточного городка в добротные благоустроенные дома.

   Прибывают после демобилизации из рядов Советской Армии молодые парни, желающие принять участие в строительстве города и КГОКа. Многие из них окончат заочно институты и будут занимать руководящие должности в подразделениях Коршуновстроя.  Некоторые перейдут работать в КГОК, и также займут руководящие должности в подразделениях комбината, оставшись коренными жителями Железногорска.  Будут и уехавшие на другие новостройки.

    В 1960-1962 годах были сданы клуб на 200 мест, баня, ателье по ремонту обуви, почта со сберкассой, три детских сада на 300 мест, больница на 27 коек.

В октябре 1962 года строители начали закладку фундамента главного корпуса больничного комплекса. Были построены инфекционное отделение, пищеблок, родильное  помещение и административно-хозяйственное отделение.

     Наступил  1963 год. Предстояло ввести на ТЭЦ турбину мощностью 5000 киловатт и котел номер один производительностью 75 тонн пара в час, обеспечивающие теплом объекты комбината и  поселка Железногорска. В этом году комбинат и поселок  сооружали 5000 строителей. Началось строительство Дома культуры «Горняк».

    В сентябре 1963 года сдан в эксплуатацию первый в Железногорске 48-квартирный дом. Предстоит сдать многоэтажные кирпичные дома, детский сад на 125 мест, детские ясли на 120 мест, столовую на 200 мест и другие объекты.

    В 1963 году сдана в эксплуатацию школа № 1.

   1964 год – решающий этап стройки. Наращиваются темпы строительства, работы ведутся и днем, и ночью.

   20 сентября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР  рабочий поселок Железногорск  преобразован в город  районного подчинения с присвоением ему наименования — город  Железногорск-Илимский  и  перенесением в него центра района.

    Железногорск-Илимский становится современным и благоустроенным городом. Строительство города велось по генеральному проекту. В городе многоэтажные жилые дома, обеспеченные центральным отоплением, водоснабжением, канализацией. Кухни оборудованы электрическими плитами.

   Расположен город  в лесистом междугорье.  Он окружен сопками и тайгой.

   Константин Симонов  в Железногорске.

   В 1964 году в Железногорске побывал писатель  Константин Симонов. Вот каким он увидел наш город:

   «За Илимском дорога становится сразу хорошей – как только сворачиваешь на Железногорск, сразу чувствуешь дыхание большой строительной индустрии и с этим чувством въезжаешь на асфальтированные улицы сияющего электрическим огнями нового города. Бывает, что после долгой дороги по темноте освещенный электрическим огнями город ночью кажется  красивым, а потом, утром, выйдя на порог, почувствуешь себя обманутым. В Железногорске мы не испытали этого чувства. Наоборот, в это прозрачное осеннее сибирское утро Железногорск нам кажется еще красивее, чем ночью. Ровно прорубленные улицы поднимаются вверх по лесистым холмам, и стандартные двухэтажные сборные дома, расположенные широким красивым амфитеатром, покрашенные в веселые, яркие цвета, выглядят не только опрятными и чистенькими, но какими-то особенно нарядными среди зелени заботливо сохраненного леса. Рельеф местности подсказал правильное решение ставить эти деревянные дома на склонах на высокие фундаменты, которые с лицевой стороны превращены еще в третий нижний этаж. В этих этажах расположены магазины и разные бытовые и подсобные предприятия и учреждения. В городе есть и фундаментальные кирпичные и сборные четырехэтажные дома и будут построены и пяти и еще девятиэтажные. Но то, что осуществлено в дереве, сделано так добротно, что производит впечатление фундаментального, еще амфитеатром город виден весь, как на ладони и сверху вниз и снизу вверх. Но когда смотришь сверху, красота и разумность планировки наглядней. Видишь и сеть улиц, в большинстве своем заасфальтированных, и притом не на скорую руку, а всерьез и надолго, и тщательно спланированные площадки, между домами будут зелень и цветники. И заботливо, и просторно на лучших местах размещены детские сады. Железногорск кажется мне антиподом тем, к сожалению, еще  многочисленным у нас поселкам, про которые один рассерженный на проектировщиков и не лезущий за словом в карман строитель сказал: «Сначала сами же запроектируют, как закопаться в дерьме, потом сами же начинают перепроектировать, как из этого дерьма вылезти. Сказано грубо, но близко к истине. Так вот, о Железногорске этого никак не скажешь. И не только потому, что планировка хорошая и дома чистенькие, а по другим смежным причинам.

     Здесь, например, всеми правдами и неправдами уже «ухитрились» построить спортивный зал. «Ухитрились», потому что ассигнований на него не было. И сначала его возвели как летнее кино, потом летнее кино превратили в некий вспомогательный строительный объект, а потом в этом строительном объекте поместили временный спортивный зал. Конечно, «схитрили». А что было делать, если этого зала не было предусмотрено в проекте. А старше тридцати лет в Железногорске только тридцать процентов, остальные семьдесят процентов  — молодежь. А молодость – она хочет заниматься спортом. И в Сибири тоже, и не только летом, но и зимой, тем более, что зима здесь, как известно, длинная. Но, наверное, самая важная и самая показательная в строительстве Железногорска деталь – это то, что в таком молодом городе, где пришлось строить заново, все дети занимаются только в одну смену. Вспоминая все виденное за эти два дня в Железногорске, невольно еще раз думаю о сибирских масштабах. О том общем развороте великих сибирских работ, которые записаны в «Программе партии».

     С 1965 года проводились занятия в горно-металлургическом техникуме, который сначала был филиалом Черемховского горного техникума. День рождения Железногорского  техникума  — июль 1966 года, когда Министерство Черной металлургии СССР издало приказ об его организации.

    В 1967 году была построена районная больница на 240 мест с поликлиникой (позднее появится и четырехэтажная городская поликлиника со светлыми кабинетами).

    С 1968 года работает Железногорское  городское училище металлургов ПЛ-33.  В 2006 году произошло объединение горно-металлургического техникума и профессионально-технического училища в профессиональный лицей.

     В 1968 году открылся самый большой магазин в городе – Дом одежды.  В этом же году был сдан в эксплуатацию Дом культуры «Горняк». В апреле 1968 года сдан в эксплуатацию и спортивный зал «Горняк».

    В  1968 году возвели первую в городе девятиэтажную «коробочку», тогда  таких домов  не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Макет девятиэтажки проследовал по главным улицам города в праздничной колонне  демонстрантов  7 ноября 1968 года. В  декабре  этого же года  сдан в эксплуатацию первый в городе крупнопанельный дом на 90 квартир.

    Застройка города велась на разных этапах по генеральным планам, разрабатываемым проектными институтами: «Гипроруда» в 1957 году для 1-й очереди строительства города; «Леннииипградостроительства» в 1974 году для 2-й очереди строительства города и «Братскгражданпроект» в 1984 году как продолжение 2-й очереди.

    Весь город в перспективе был рассчитан на население 45 тысяч человек.

    Постепенно  Железногорск-Илимский  застраивается крупнопанельными сборными и кирпичными домами – растет новый каменный город. Так, в молодом городе, которому  нет еще пятидесяти лет, в разное время возникли и существуют два города – старый, деревянный и новый  каменный. Правда, город не отличается своеобразием архитектурных форм, он состоит из двух-трех-четырех-пяти и девятиэтажных «коробочек». Разнообразие вносят здания объектов соцкультбыта. Различны по внешнему облику детские дошкольные учреждения.  Интересен архитектурный ансамбль административных и общественных зданий на центральной площади города. В городе много лестниц, так как он расположен на горном склоне.

     Железногорск-Илимский был первым городом в Восточной Сибири, где в 1969 году построили широкоформатный кинотеатр «Илим», красивое здание из стекла и камня, оснащенный современной кинопроекционной и звуковоспроизводящей  аппаратурой. В ночь с 8 на 9 января 2010 года в фойе кинотеатра произошел пожар. Необходим ремонт помещения.

     В 1970 году, накануне Октябрьских праздников, железногорцы получили прекрасное кафе «Север».  Строители изменили проект потолка и пола, при отделке применили деревоплиту, пластик, оргстекло. Теперь это здание используется в коммерческих целях.


     21–22 апреля 1970 года впервые приняты телевизионные передачи Братского телецентра через Железногорский ретранслятор.

     Телевышка поднялась до 148 метров. Параллельно с монтажом телевышки в здании ретранслятора монтировалась сложная аппаратура.

     Для трудящихся КГОКа с 1971 года функционировал санаторий-профилакторий на сто мест. Размещался он в комфортабельном здании в лесной зоне. Теперь это здание переоборудовано в общежитие.

     В августе 1973 года принята в эксплуатацию самая большая в Железногорске-Илимском школа № 4.

     В настоящее время в  распоряжении железногорцев около 380 тысяч квадратных метров жилья, 5 общеобразовательных школ. Есть Центральная детская школа искусств и Центр развития творчества детей и юношества. Библиотечная сеть города представлена двумя центральными районными библиотеками (взрослой и детской), библиотекой семейного чтения.

     В октябре 1977 года в городе был открыт краеведческий музей.   Сейчас это историко-художественный музей имени М. К. Янгеля.

     В 1981 году на берегу реки Илим построен лагерь отдыха  для детей на 360 мест, зимой он должен был использоваться как база отдыха для трудящихся. В настоящее время лагерь заброшен.

      В 1981 году  11 апреля введен в эксплуатацию плавательный бассейн «Дельфин» — первое сооружение подобного типа, построенное за Уралом. В бассейне 50-метровая дорожка.  Здесь имеются специализированные залы, игровой холл, зал женской гимнастики, тренажерный зал, кабинет врачебного контроля, уголки для отдыха.

     Почти ровесник города – стадион «Строитель». Все лето на нем проходили футбольные  матчи местных команд. Зимой на нем заливают каток. Есть помещение, где можно переодеться и взять коньки на прокат. Имеется и новый большой стадион «Горняк».  На промплощадке  комбината недавно построен Ледовый дворец, в котором проводятся соревнования по хоккею.

     На вершине горы в лесном массиве  создана парковая зона. Там есть качели,  аттракционы, а в зимний период  там же функционирует  лыжная база. Разбита лыжная трасса.

     Есть в городе сквер  Илимских партизан с памятником. Там перезахоронены останки  видных илимских партизан, погибших в борьбе с колчаковщиной.

     На центральной площади города сооружен бронзовый памятник славному земляку илимчан – выдающемуся конструктору ракетно-космических систем Михаилу Кузьмичу Янгелю.

     С площади вниз  лестница ведет к мемориалу воинам – илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

     Воздвигнут в нашем городе обелиск и первостроителям Железногорска-Илимского.

     Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.

     В северной части города расположен прекрасный десятый квартал города. Он, в основном, застроен пяти и девятиэтажными крупнопанельными и кирпичными домами улучшенной планировки различной цветовой гаммы. В дома встроены магазины, почтовое отделение.
В  октябре 1985 года  в городе открыт новый торговый комплекс.

    С августа 1988 года в 13 микрорайоне работники  комбината, по инициативе генерального директора В. Н. Хохлова, начали строить  двухквартирные коттеджи.  Получился  отдельный поселок, застроенный   комфортными домами. Семьи, проживающие там, имеют приусадебные участки и комплекс построек для содержания в личном подворье домашнего скота. Коттеджи благоустроены, расположены вне города, окружены тайгой.

     Большими темпами развивалось в городе дачное и гаражное строительство.  Город, расширяясь в своих границах, в настоящее время вышел за пределы утвержденного генерального плана.

     В 2001 году  приступили к строительству православного собора для железногорцев по заказу церкви Казанской иконы Божией Матери и инвестора в лице КГОКа. Строительство Свято-Троицкого храма было завершено в 2007 году.

     25 января 1969 года самолет ИЛ-14 открыл регулярное сообщение по линии, связывающей Железногорск с областным центром.

     С октября 1970 года начали осваивать новейшие самолеты ЯК-40. Прекрасный самолет связывал Железногорск-Илимский  с Иркутском. При случае железногорцы добрым словом вспоминают советскую власть, при которой блестяще работал аэропорт.  За символическую плату  можно было летать  в Иркутск, в Братск. Возведенный в перестроечные времена комфортабельный аэровокзал вскоре оказался невостребованным. После экономических реформ аэропорт оказался банкротом и прекратил свое существование. Сейчас железногорцы добираются до Иркутска на пассажирском поезде за 18 часов или на автотранспорте за 12–14 часов. Говоря о дорожных сообщениях, нельзя не упомянуть о строительстве второго Коршуновского железнодорожного тоннеля. Он построен рядом с уже действующим, но заметно обветшавшим. В итоге поезда получили  две колеи. Чтобы доехать до города Железногорска-Илимского надо покупать билет до станции Коршуниха-Ангарская.

     Железногорск-Илимский  посещали делегации из разных стран. Наш город является побратимом японского города Саката.

     Город Железногорск-Илимский, несмотря на значительное (1222 км) удаление от Иркутска, вовсе не похож на остальные провинциальные города России. Получив менее полувека статус города, Железногорск-Илимский  является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области.

     Большое значение в жизни города играет Коршуновский горно-обогатительный комбинат, который входит в состав ОАО “Мечел”. Это предприятие является одним из ключевых поставщиков железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса.  КГОК  – крупнейший работодатель не только города, но и региона.

     На территории города находится теплоэлектроцентраль ИТЭЦ-16, поэтому городские жители не испытывают дискомфорта при проживании, несмотря на довольно суровый климат. Сельское хозяйство в городе и за его пределами  в упадке, большая часть продукции привозится из более южных регионов. Значительная часть населения занята в секторе добычи полезных ископаемых; с конца девяностых развивается и лесозаготовительный сектор.

     Численность населения, согласно последним данным, составляет около 27 тысяч человек. Для сравнения -  на 1 января 1965 года в городе проживало 16028 человек, на 1 января 1995 года −33 тысячи жителей.

     Авторы книги «Новая география Сибири» Т. Г. Морозова и Д. Я. Захарина, как бы обобщая достоинства нашего  города, сказали о нем лаконично и емко: «Железногорск построен добротно и богато»…   И, действительно, наш город  построен так, что все близко, все удобно. Улицы расположены с учетом рельефа местности и изобилуют развилками и поворотами для горных дорог. Незнакомому с городом человеку ориентироваться в нем легко.

     Страницы истории нашего города свидетельствуют о том, как нелегко начиналась стройка на Коршунихе, но сейчас в нашем городе созданы все необходимые условия для нормальной жизни сибиряков.

 

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК