29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 88

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 94

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 88

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 94

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 88

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 94

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 88

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u1071140/data/www/xn--80aacardcpcacbvgggllc6a9c4a60a.xn--p1ai/templates/bizblue/html/pagination.php on line 94

Памятные места района - 3 стр

1

  Ангаро-Ленский тракт (Р-419)

       Обелиск „Партизанам Илимского края“

    Летом 1919 года для ликвидации партизанского движения в Ангаро-  Ленском крае,    из Иркутска на пароходе “Бурят” с баржей, отправился  отряд капитана  А. В. Белоголового. В его составе были 19 офицеров и 559  солдат из 54-го Сибирского стрелкового полка, 14-го артиллерийского  дивизиона, Иркутского казачьего полка и 14-го инженерного дивизиона.  Вооружение составляли 6 пулеметов и 76-мм пушка.

    В селе Большая Мамырь отряд разделился. Одна часть направилась в  Братск,  другая двинулась по Илимскому тракту через деревни Суворка и  Касьяновка. 24   сентября из Касьяновки белые начали наступление тремя    колоннами: по тракту на Илимск, тропами на села Шестаково и  Оглоблино.

   26 сентября белые заняли Илимскую слободу, но взять Илимск  не смогли.

   29 сентября отряд партизан Д. Е. Зверева окружил полуроту левой  колонны белых у Оглоблино. В этом бою белые потеряли 33 человека и  отошли в Касьяновку. У партизан смертью героя пал командир взвода П. П. Широков. Подробнее

    

  

 

   Памятный знак „АлСиб“

     Трудно представить, что и в Приилимье –  глубоком тылу, есть места  связанные с войной, но  это так. Известно, что во время войны (1942-45гг)  по воздушному мосту Аляска-Сибирь перегонялись  американские  самолеты, поставляемые в Советский  Союз по ленд-лизу из США.

    Американские летчики доставляли машины с  заводов через Канаду до  Фэрбенкса на Аляске, где  они принимались советской военной миссией.  

  Дальше самолеты перегонялись уже советскими пилотами до Красноярска.  Этот маршрут вошел в историю как воздушная трасса „АлСиб“.

      12 июля 1943 года в качестве пилота и командира корабля старший лейтенант И. И. Заломин перегонял средний бомбардировщик А-20 „Бостон“ из Киренска в Красноярск в составе группы из четырех самолетов. Помимо него в состав экипажа входил еще штурман И. А. Максимов, стрелок-радист отсутствовал. Полет проходил по визуальным ориентирам из-за отсутствия радиокомпасов и точных карт местности, после чего группа неожиданно вошла в облака и связь была утеряна.Экипаж Заломина на базу не прибыл. 13 — 15 июля на самолете Си-47 производился поиск пропавшего самолета, но обнаружить его в районе трассы не удалось.

     В 60-х годах, охотник из деревни Каймоново Усть-Кутского района  обнаружил в тайге, в истоках реки Подъемная, на границе с  Нижнеилимским районом, остатки разбитого самолета. Охотник собрал  сохранившиеся документы и сдал их в сельсовет.

     В 2002 году на месте катастрофы побывал Иркутский сводный поисковый  отряд, который исследовал фрагменты этого самолета и определил его тип — А-20 G, и номер — AF 42–53862. Номер позволил сделать окончательный  вывод, что пилотировал самолет старший лейтенант И. И. Заломин и  штурман И. А. Максимов.

    В июле 2005 года клуб туристов “Кедр” г. Железногорска организовали экспедицию по доставке фрагментов и вооружения самолета в городской краеведческий музей.

    21 октября 2006 года у ленского тракта, на водоразделе рек Подъемная и Березовая (560м), на границе Нижнеилимского и Усть-Кутского района, силами клуба “Кедр” был установлен памятный знак в честь экипажа бомбардировщика “Бостон”. На мраморной плите надпись: “Место гибели ст.лейтенантов 5-го перегоночного полка НКВД командира Ивана Ивановича Заломина 1909 г.р. и штурмана Ивана Архиповича Максимова 1919 г.р.”

    P. S. Фотография памятника выложена на Google Earth „Планета Земля“.

  Усть-Илимское водохранилище

                                                                                          

    Памятный знак на Красном Яру

     В каждом районе есть свои достопримечательности, памятные места с детства, которые в жизни людей становятся символами родного края. Для илимчан таким символом стал Нижнеилимский Красный Яр.

     Величественным полукружием нависал крутой каменистый обрыв  над рекой на окраине села Нижнеилимск. Илим в своем беге к Ангаре  в лоб ударял неприступную грудь горы, но не в силах преодолеть ее,  круто повернул на север. Но как капля долбит камень, так и Илим со  временем подмыл гору, обнажил слоистые отложения глинистых  сланцев, отчего весь обрыв, несмотря на голубоватые слои мергеля и  розово-белые-гипса, смотрится одним красным цветом. За что Яр и  получил свое название.

     На Яру с незапамятных времен устраивались народные гуляния,  посвященные окончанию посевной и наступлению короткого  сибирского лета. Приезжали люди не только из ближних, но и из дальних деревень.

     После затопления Нижнеилимска поляна на Яру заросла лесом, осталась только чистая полоса вроде дороги вдоль яра. Берег Яра постоянно подмывается водами моря и разрушается со скоростью 0,3 м в год.

     Побывали на Яру ветераны войны, и родилось предложение: поставить на Яру памятник потомкам, что у подножия этого утеса когда-то привольно раскинулись поля Илимской пашни, и стояло одно из красивейших сел Сибири — Нижнеилимск.                  

     21 сентября 2001 года работники Коршуновского ГОКа собрались у стадиона „Горняк“, чтобы вместе с туристами клуба „Кедр“ отправиться в экспедицию для установки памятного знака на берегу Илима. Путь лежал сначала до поселка Радищев, а оттуда на катере на левый берег к Красному Яру. За два рейса перевезли 20 человек, полторы тонны металлоконструкций, доски, кирпичи, лопаты, палатки, рюкзаки и другое снаряжение.

     22 сентября, дождливым холодным утром безлюдный, сонный перелесок на Красном Яру был разбужен шумом мотора и громкими голосами. Казалось, что здесь всегда было тихо и спокойно. Ничего не напоминало, что чуть более четверти века здесь жизнь била ключом, ведь рядом находилось старинное село Нижнеилимск – когда-то центр нашего района. 

     Но невозможно жить на земле, не зная ее истории, не зная своих корней. Поэтому и нашло поддержку предложение ветеранов войны и труда поставить на Красном Яру памятный знак деревням Илимской пашни. В инициативную группу по установке памятника вошли администрация района, профком и руководство Коршуновского ГОКа, т/к „Кедр“. 

     Был создан проект, где на трех опорах крепился двуглавый орел и колокол, символы государственности и памяти. Ниже расположена мемориальная доска с перечнем населенных пунктов в долине р. Илим, начиная с устья, с указанием года образования и года ликвидации. В основании плуг – символ Илимской пашни.

     Изготовление памятного знака в основном легло на плечи работников УРМО и ГУ Коршуновского ГОКа. Рабочие и специалисты вложили в эту работу душу. Требовалась высокая точность в изготовлении всех элементов, так как памятник высотой в пять метров необходимо было смонтировать в полевых условиях вручную, без крана.

     Все работали слаженно и с удовольствием. Пришло время волнующего момента – подъем металлической мачты. Собрали систему рычагов, натянули канаты и вскоре орел, такой же, как был на Илимской башне, уже парил над водами Усть-Илимского моря.

     На следующий день закончили укрепление фундамента, убрали площадку и настал час торжественного открытия памятника. Трогательно прозвучала речь выросшего здесь В. И. Федорова. Взлетела ракета, и над мемориальной доской поднялся державный флаг России. Теперь все могут увидеть орла, держащего колокол над плугом, в память о многовековой истории Илимского края. И пусть не прервется связь между поколениями, живущими на этой земле.

     И она не прерывается. Каждый год на Красный Яр приезжают ветераны района, выпускники Нижнеилимской школы и жители Приилимья. Приводят в порядок памятный знак, обустраивают поляну. В 2003 году для отдыха посетителей была установлена беседка оригинальной конструкции.

    Участники строительства памятного знака:

  • Идея и чертеж проекта — Шевцев И.М, Семилет А.Д, Алексеев Д.
  • Изготовление и комплектование — Руденко А.И, Митрофанов И.А,Черненко С.П, Черненко В.П, Устинов М.С, Сабиров А.З, Мартынов С. М.
  • Изготовление мемориальной доски – Борисенко В.Н, Костюков Г.В, Барахтенко В.Н, Мирзиянов Р.Б, Морозова Г.
  • Изготовление колокола – Никифоров А.В, Ефимов В.Р, Богдан В.Н, Крупин С.С, Бабченков Н. Ф.
  • Изготовление орла и плугаБрусов Е.М, Пешков И.В, Друнчис В.З, Каретников Д.В, Романов О. Г.
  • Покраска и сборкаШевцев И. М. Толстиков А.В, Нестеров В.В, Ерохин Н.А, Фролов В.В, Пронин В.В, Прокопьев П.Ф, Копьев В. Н.
  • Транспортировка – Жмуров Г.Ф, Огородников В. Н.
  • Монтаж и установкаФедоров В.И, Касаткин В.П, Машнов А.Н, Машнов В.Н, Машнова Г.Г, Машнов А.В, Огородников Н.А, Ильин А.В, Семилет А.Д, Козлов П.А, Семенов А.В, Пушмин А., Шамров А., Шеин В., Немцов А., Семашко М, Козлов А, Морозов К, Грищук И, Кузьменко А.

    P. S. Фотография памятника выложена на Google Earth „Планета Земля“.          

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК