29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Воспоминания Асташовой Т. П.

1
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  

Воспоминания руководителя музея школы № 2, ветерана трудового тыла Асташовой Т. П. 

 

Дети войны

Труженикам тыла, моим сверстникам, которые в годы войны плечом к плечу трудились на полях колхозов, как солдаты приближали День Победы, посвящается…

     22 июня 1941 года выходной день выдался солнечный и пригожий. Ах, какая стояла пора! На полях уже зеленели дружные всходы зерновых культур, ожидался хороший урожай хлеба. У тружеников колхоза «Труд» было радостное настроение. Шла полным ходом подготовка к сенокосу.
     А мы, детвора, купались в теплых водах Илима. Сколько было шума, радости и наслаждения! Накупавшись вдоволь, мы детским чутьем уловили тишину притихшей деревни. И когда мы, одевшись, бегом поднялись на улицу деревни, деревни было не узнать – печальные лица, не слышно было веселых голосов, шуток, смеха. По радио объявили, что началась война.
     Сразу же на второй день началась мобилизация. Первыми уходили на фронт молодость, надежда, радость деревни, молодые, здоровые, сильные ребята. На прощание пели песни, обещая вернуться с войны очень быстро. Через две недели деревня опустела, остались старики, женщины, малые дети и мы, подростки. Не думали и не гадали, и было нам невдомек, что это страшное слово «война» обрушится на наши неокрепшие плечи мальчишек и девчонок на столь длительное время. И мы, подростки 12–14 лет сразу включились в работу наравне с женщинами и стариками. Доля досталась нам не из легких, но все годы войны в нас жила сильная вера в Победу, а иначе и быть не могло! Как только сходил с полей снег, мы всем классом с учительницей Екатериной Ивановной Науменко (она была из эвакуированных) шли после уроков собирать колоски на поле (хотя хлеб убирался тщательно). Как мы старались до позднего вечера, бегая по полю, ища колоски. Екатерина Ивановна говорила, что каждый собранный колосок, это пуля для врага. А потом приходили в школу, высыпали колоски на стол учителя, и Екатерина Ивановна оценивала наш труд – кто собрал всех больше. Для нас это было великое счастье, что мы своим трудом помогали громить ненавистного врага.
     Выполняли домашнее задание при керосиновой лампе, чаще при лучине. Скидок на учебу не было.
     Особенно трудно доставалось работать на слабых коровах и лошадях. Кормили животных, в основном, соломой, сена не хватало, пойло делали из отходов зерновых культур. От постоянного недоедания животные были тощие и вшивые. Помню, нам дали с Галей Янгель лошадь по кличке Калюнка и заставили возить навоз с фермы. Перед войной колхоз «Труд» построил для скота добротное теплое помещение. И вот зиму 1943 года нам с ней предстояло на Калюнке работать. Накладем небольшой воз и с боков вилами толкали лошадь вместе с поклажей. Это было что-то невероятное. От истощения лошадь не могла идти и ложилась. Нам приходилось вилами разносить навоз по полю. Сколько было слез, обид на свое бессилие. Но еще хуже – не выполнив норму, мы не получали положенного пайка хлеба. А это совсем было плохо. Одежонка была никудышная, а обувь и того хуже – черки, слитые из резины. Настелишь в черки соломы, а тепла хватало минут на тридцать, и бежишь в молоканку греться. Летом труд был полегче, пололи хлеб от сорняков, здесь не требовалось большой силы. Хорошо, что вместе с нами на прополке хлебов трудились наши мамы, они всячески старались нас подкармливать, подбадривать. А сенокос нам доставался тоже трудно. Чтобы заработать хороший паек хлеба, надо было выкосить не меньше двадцати соток покоса и иметь острую литовку. Помогал нам в этом умный, добрый, справедливый учитель Перфильев Павел Степанович. За самоотверженный труд в годы войны он получил заслуженную медаль. Он перенес в 1943 году тяжелую операцию и через два месяца согласился с нами, учениками, ехать на сенокос отбивать литовки. Это был поистине подвиг! Будил нас до восхода солнца, и мы тащили чурку с «бабкой», на которой отбивал косу (учителю нельзя было поднимать тяжести после операции). Литовка была как бритва, и мы выкашивали по двадцать пять соток покоса. Это была норма взрослого человека и получали хороший паек хлеба.
    Тяжело и трудно было осенью. Надо было убирать хлеб, молотить, копать картошку. Днем убирали хлеб с полей, а ночью шли молотить при керосиновом фонаре. Как только случалась поломка в молотилке, мы падали на солому и мгновенно засыпали. Из всех зерновых невмоготу было молотить горох, когда горох со свистом летел из барабана. От непосильного труда тело было все в нарывах. Каждый раз моя бабушка Анна Васильевна отмачивала рубашку, прилипшую к нарыву, и с болью приговаривала: «Потерпи уже, внученька, осталось немного, скоро придут наши мужики… Скоро…А шел еще только 1943 год… похоронок приходило очень много. Как жаль трудолюбивого, умного, внимательного почтальона деревни Зыряновой Перфильева Семена Константиновича, о котором мы совсем забыли. Надо было иметь великое мужество вручать похоронку на мужа, сына, брата. Матерям, женам, сестрам он старался конверт прямоугольной формы, в котором находилась похоронная, вручать не сразу. Сначала он вручал треугольнички, письма, написанные солдатами. Когда Семен Константинович вручал похоронку, у него тряслись руки, а на лице была такая боль…Женщины догадывались сами сразу.
Всю войну от зари и до заката солнца они трудились, не зная отдыха, сна. От непосильного груза, поднимая мешок с зерном, картошкой, они падали, снова вставали и грозились фашисту. Когда летели из Нижнеилимска самолеты на фронт, женщины высоко к небу поднимали свои натруженные руки и просили, просили спасти от вражеской силы, бить сильнее врага и сами замертво падали на землю. А вот до Дня Победы не всем довелось дожить.
     Помнят мальчишки военных лет, как от зари до зари пахали, боронили на слабых лошадках, коровах, как стоя в снегу, валили лес, пилили дрова, строили авиапорт, как недоедали, не досыпали, живя надеждой в светлое будущее.
Да разве все напишешь – какая безмерная тяжесть легла на женские и детские плечи, какой титанический подвиг вершился в тылу военного времени. Сколько надо было иметь терпения, сил, приближать и приближать Победу. Высокое мужество требовалось в тылу ежедневно, беспрестанно, да и к тому же от людей, которым казалось не по возрасту и не по силам ковать Победу. Пусть внукам нашим не доведется испытать то, что испытали мы –дети военной поры.
    Годы проходят, но эти дни и ночи военных лет придут не раз во сне мне и тебе, сверстник.
И пусть мы были еще подростками – мы тоже победили в той войне. Все это было, и все это останется с нами на всю оставшуюся жизнь.

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК