29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Воспоминания Кобелевой Н. П.

1
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
Воспоминания  о Нижнеилимской школе Кобелевой Натальи Петровны (Янаковой в замужестве), выпускницы 1973 года 
 

     Двадцать лет прошло с тех пор, как я окончила Нижнеилимскую среднюю школу. Как давно и … как недавно это было. Хотя, кажется, все значительное исчезло из памяти, но какие-то мгновения из школьной жизни остались. И, быть может, останутся в памяти навсегда.
Помню последнюю школьную линейку в 9-ом классе перед школой, Здесь росла черемуха, весной она расцветала и удивительно пахла свежестью, дурманом сладким веяла. Посыпалась чем-то белым узкая полоска, возле которой выстраивались сияющие, взволнованные, торжественные десятиклассники. Звучали многочисленные речи, поздравления, а потом под звуки мелодии «Школьного вальса» десятиклассники переступали заветную черту, как бы делая шаг в новую, взрослую жизнь. И помню, с каким нетерпеливым ожиданием мы, девятиклассники, вставали на их место. Кто знал тогда, что имен¬но мы будем последними, кто переступит эту черту.
     Мы любили своих учителей, хотя осознали это спустя год. Однажды наш учитель физики Анатолий Иванович Ступин куда-то уехал, и у нас появился новый учитель астрономии Романов Владимир Петрович. Он не был учителем по образованию, рассказывали, что приехал он из-под Москвы поправить здоровье, что он физик-ядерщик и получил в результате опытов сильное облучение. Боже, какой это был удивительный человек! Он нам не астрономию преподавал, а серию сказок рассказывал про дальние миры. Мы ждали его уроков с нетерпением. Однажды он предложил нам сконструировать ракету. Девчонкам поручил сшить парашюты, а с мальчишками эту самую ракету создавал своими руками. Помню, с каким волнением мы ждали торжественного момента старта, и вот, наконец, все готово, любопытных собралось полшколы. Раздался залп, треск, ракета чуть поднялась в воздух и тут же взорвалась на месте. Но мы не отчаялись, а сразу же принялись вновь за работу. Но, и во второй раз случилось то же самое. И только в третий раз ракета, хотя и невысоко, но все же взлетела.

     Сколько радости было у нас!
     Мне кажется, самое важное для учителя — это передать свою любовь к людям, к делу, которому мы служим. И когда я вспоминаю об этом замечательном человеке, одухотворенном какой-то внутренней неугасимой энергией, силой, я думаю, что вот таким должен быть настоящий человек, учитель не по профессии, а по призванию.
     Со многими моими учителями я встречаюсь, общаюсь до сих пор. Они постарели, как и мы, но все те же. И в минуты воспоминаний о родной школе всегда вспоминаю умную, обаятельную Галину Пантелеевну Залуцкую, строгую учительницу математики. Веселую Татьяну Романовну Савосько. Добрую, никогда не повышающую на нас голоса Людмилу Николаевну Ананину. Стройную, красивую Галину Васильевну Щербакову. Молчаливую, душевную Риву Иннокентьевну Косточкину, нашу классную руководительницу. Ласковую, тихую Карелию Павловну Ступину, нашу воспитательницу в интернате.
     В 9-ом, 10-ом классах мы жили в интернате, в бывшем особняке какого-то купца. Зимой, когда было очень холодно — на улице градусов за 50, мы интернатские, отчаянно завидовали местным учащимся, потому что они не ходили в эти дни в школу. И вот однажды под Новый год мы решили «заболеть».
     Началась «эпидемия» гриппа. Кто-то принес клей, и все по очереди нюхали его и, естественно, стали чихать. Тамара Александровна Иванова, наша воспитательница, не на шутку встревожилась: пол-интерната болеет. Некоторые «больные» переусердствовали в чихании и действительно заболели, пришлось отправлять домой. Но вскоре начались каникулы, и эпидемия гриппа также быстро закончилась, как и началась.
     В общем, жизнь в интернате шла довольно весело. Вечером к нам приходила дежурить бабушка (имени ее мы не знали), ночная няня. Какая это была бабушка, настоящий кладезь разных невероятных историй! Она нам рассказывала о том, как воевали с белогвардейцами здесь, в Нижнеилимске, как жили в предвоенные и военные годы, поведала историю о якобы живущем вверху по Илиму снежном человеке. Словом, удивительная была бабушка. Как жаль, что мы не записали тогда рассказанные ею истории. Говорила бабушка как-то напевно, по-нижнеилимски. Мне очень нравилось слушать, как говорили нижнеилимские. Вспоминая нашу бабушку, я почему-то сравниваю ее со старухой Дарьей из произведения «Прощание с Матерой», должно быть, ей было очень тяжело расстаться со своим селом, а, быть может, она там и осталась?
     Помню, мне 15 лет назад показывали в нашем клубе фильм про Нижнеилимск. Я, два года проучившаяся в Нижнеилимске, не могла сдержать слез, увидев вновь знакомые места, а люди, кто прожил там почти всю жизнь, просто рыдали навзрыд.
     Память бесконечно возвращает нас к прошлому. Ведь наше прошлое то, чем мы живём сейчас. И это самое дорогое, что есть у нас.

Примечание: Ночной няней работала Черных Татьяна Варламовна, жена Черных Александра Викторовича).

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК