Воспоминания Перетолчина В. А.

1
Опубликовано 20.09.2019 12:05
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
Воспоминания Перетолчина Вадима Афанасьевича, выпускника Нижнеилимской средней школы 1943 года 
 

Воспоминания и размышления

 


     Когда человек переходит в преклонный возраст, ему свойственно оглядываться назад, задумываться над смыслом жизни. Вот и мне уже хочется поделиться своими мыслями.

 

С чего начинается Родина?

 

     Когда человек попадает за рубеж страны, слышит чужую речь, наблюдает чужие обычаи, нравы, Родина для него отождествляется со страной. Я никогда не забуду, как мы возвращались в СССР из Чехословакии в период разгула там правых и контрреволюционных элементов. Когда поезд пересек границу, вагон как бы взорвался – люди кричали «ура», обнимались и плакали. Все кругом казалось таким дорогим и милым, что хотелось припасть к земле и поцеловать ее, Родную землю. Когда я жил в Ленинграде, то всегда тосковал по Сибири. Хотя и прекрасен Ленинград, но все в нем не то, что у нас: солнца почти нет, слякоть, влажность, в Новый год дождь со снегом моросит, леса нет. Родиной для меня была Сибирь! И я любил слова песни: «Но я Сибири, Сибири не боюсь я – Сибирь есть тоже русская земля!» Сейчас я живу в Иркутске. И мне постоянно не хватает речки моего детства, охоты, тайги. Родина моя – мой родной Нижнеилимск. Родина начинается с детства, с родных мест, со школы. И когда человек отрывается от Родины, он всегда по ней тоскует. Самые сильные у человека впечатления – это впечатления детства. Разве можно забыть наш бор, зимние сопки, Красный Яр, речку? Разве можно забыть детство, хотя оно теперь уже такое далекое?

 

Первая учительница

 

     В 1933 году я с сумкой (из поповской ризы) через плечо переступил порог школы. Конечно, мы были невоспитанные сорванцы – «дети природы». Но я не помню более уважаемого и авторитетного для меня человека, чем первая учительница Клавдия Ивановна Никонова (Гущина). Мы за нее были готовы пойти в огонь и воду. Ее просьба была для нас на уровне приказа. Каждый учитель оставляет частицу себя в учениках. Клавдия Ивановна заложила в нас целый фундамент. Разве можно забыть, как мы с ней ходили в походы и варили в лесу наш ребячий суп!

 

Учителя

 

     После окончания 4-го класса нас перевели в «большую» школу, где учит уже не один учитель. Учитель на селе у нас был самым уважаемым человеком. Здесь, в затерянном на краю света уголке, это поистине был луч света в темном, но разбуженном и стремящемся к знаниям царстве. Я всегда восхищаюсь их гигантской просветительской работой на селе: ликвидация неграмотности, лекции, вечера, постановки. Мы, например, с моей матерью, Александрой Игнатьевной, в пятом классе учились параллельно. Больше всего мне запомнилась самодеятельность. Школьные пьесы с участием учителей ставились во многих деревнях района. Они имели колоссальное воспитательное значение. Конечно, это детские впечатления, но я до сих пор считаю, что пьесы нашими учителями ставились на уровне профессиональных театров. Незабываема игра Павла Нестеровича Калошина! Я помню, как плакали в зале люди на постановке «Без вины виноватые». Я любил математику и поэтому с наибольшей благодарностью всегда вспоминаю Ивана Аверьяновича Жмурова – нашего учителя по математике. Он сумел развить во мне эту любовь, и я до сих пор пользуюсь плодами этих знаний в своей работе. В физике больше всего мне нравилась механика. Наш физик, Иван Калинович Ступин, был строг и требователен. К нему нельзя было ходить неподготовленным. Никогда я не думал, что мне в жизни очень потребуется черчение, которое преподавал Александр Викторович Черных. Он был добрым, мягким и спокойным. Мы уважали его за умение рисовать. Я и сейчас, в Иркутске часто любуюсь его рисунком – головой лошади, который он подарил другу своего детства – Куклину Степану Игнатьевичу. Не любил я ботанику и зоологию. И в этом нет вины Василия Гавриловича Москвина. Просто я был по натуре механиком и считал своим детским наивным умом, что ни к чему мне все эти «букашки». А сейчас жалею об этом, так как часто выгляжу «белой вороной» среди культурных и образованных людей. Иван Павлович Голублев не учил нас, но был для нас с его сыном Анатолием мерилом справедливости. Учитель! Как много значит он в формировании человека. Насколько ответственна и трудна его работа. Ведь каждому сорванцу нужно не только дать знания, но и сделать его человеком. А мы ведь порою сопротивляемся и иногда чересчур активно. Но работа учителя и благодарна. Ведь тысячи питомцев школы, вступая в жизнь, несут в себе частицы отданной им жизни учителей. И пусть не всегда эта благодарность ощущается явно, но она всегда есть в сердцах учеников. Спасибо тебе, учитель, за твой нелегкий труд!

 

Мечты и действительность

 

     Наше поколение училось в трудное время. В воздухе пахло войной. В Испании был дан первый бой фашизму. На Востоке огрызалась Япония. Страна напрягала все силы, развивая индустрию и готовясь к отпору врагов. И в то же время это был интересный период энтузиазма, рекордов и подвигов. Челюскинцы, папанинцы, стахановцы, полеты Чкалова и Полины Осипенко.
     Мы все мечтали о будущем. Моей мечтой было небо, самолеты. Для такой мечты у нас был и свой пример – наша гордость, Пана Прокопьева. И попал я со своей мечтой о небе… под землю. Я стал горным инженером. На первый взгляд получается парадокс. Но если посмотреть с земных позиций – это есть воплощение мечты в действительность. Что означает такая детская мечта, навеянная, конечно, пафосом подвигов наших летчиков? В основе ее лежит стремление походить на героев. А кто наши герои? Это люди, в совершенстве овладевшие техникой, своей профессией и отличающиеся от остальных самоотверженностью и творчеством в своей работе. Мой путь в инженеры лежит через большой труд в овладении знаниями и профессией. И поскольку работа моя полезна обществу, и она приносит мне большое удовлетворение, то я вправе считать детскую мечту воплощенной в действительность.

 

Жизнь идет дальше

 

     Мой дед, Игнатий Никанорович, ходил на медведей, стрелял белку и пахал землю. Он не видел ни парохода, ни поезда, ни самолета. Когда первый аэроплан появился над Нижнеилимском, в нашем классе уроки были сорваны. Мы бросились сначала все к окнам на шум железной птицы, а потом стремглав летели вместе со взрослыми к месту ее приводнения. Первые автомашины Севморпути мы облепляли как мухи. Шоферам приходилось нас специально катать. Человеку всегда жаль расставаться с прошлым, и он любит его идеализировать. Прошлое нам дорого, потому что в нем мы жили. Но жизнь идет вперед. Ее нельзя остановить, да и зачем это нужно, если каждое новое поколение живет в лучших условиях, чем предшествующее. И вот настал черед Усть-Илимской ГЭС. Нам жаль расстаться с селом, речкой, бором. Но не будем смотреть только назад. Посмотрим вперед. Ведь все это делается для блага человека, следующих поколений. Ведь и наше поколение уйдет в прошлое, а у следующих поколений родные места будут на берегу моря, и они не исчезнут, как наши. Жизнь идет дальше!

 

Перетолчин В. А. – доцент, кандидат технических наук, зав.кафедрой горных машин Иркутского политехнического института