29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Воспоминания Анисимовой Зинаиды Харитоновны

1
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
Воспоминания Анисимовой Зинаиды Харитоновны, выпускницы 1943 года, учителя русского языка и литературы, завуча школы
 

К истории народного образования района и Нижнеилимской средней школы.

 

       В царское время в районе было 11 церквей, много винополок. Население, в основном, было безграмотное, экономически отсталое, отсутствовала элементарная культура. Одна школа открыта Радищевым в Илимске. Школы стали открываться к 1845 году, но остались неизвестными учителя и ученики. Во второй половине 19 века стали открываться школы трехлетняя (учили три года) – Нижнеилимская, Илимская, Романовская, Шестаковская, Тубинская,- начальные классы ведомства Великой княгини Марии Павловны. Открывались церковно-приходские школы. В Нижнеилимском двухклассном училище было десять учеников. С трехгодичным обучением. Учил один учитель (до 1899 года). В 1899 году Нижнеилимское училище с трехлетним образованием преобразуется в пятилетку (прибавляются 4 и 5 классы). Трехлетнее образование не давало право поступать учиться куда-нибудь дальше. В 1899- 1900 годах в Нижнеилимском двухклассном училище в 4-х отделениях было всего 10 человек. В 1900–1901 годах-25 человек, в 1907–1908 годах40 человек. До 1899 года в районе было всего шесть учителей, со специальным образованием 3 человека. В 1892 году учитель Нижнеилимской школы Чудинов совмещал должность учителя, дьякона и оспопрививателя.

 

     Учителя 1–4 классов получали 37 рублей 66 копеек в месяц, в городском училище – 49 рублей, а в высшем начальном училище – 80 рублей. Учителя церковно-приходских школ получали 50 рублей. Отношение местных властей к учителям было пренебрежительное. Волостной писарь Тимофеев выразился: «Передайте учителям, чтобы шли получать свое жалованьишко».

 

Оборудование школ

 

     До 1900 года в Нижнеилимской школе были многоместные парты (тяжелые, неудобные, негигиеничные).
Пособия — разрезные азбуки, бруски, дощечки с делениями, кубики – для преподавателей арифметики в 1 классе.
Географические карты (полушария, Российская империя, Палестина), картины по русской истории, географии. Пособия для рисования на грифельной доске (раздаточные альбомчики рисунков), прописи для чистописания. До 1903 года в большом употреблении были грифельные доски (выдавали за счет учащихся). Готовых тетрадей почти не было: по заданию учителя их шили сами ученики. Совершенно не было промокательной бумаги, пользовались песочницами. Всеобуча не было. Учились преимущественно мальчики, и то не из каждой семьи. Однако пятилетнее образование только в Нижнеилимском двухклассном училище получали немногие.

 

     Первый выпуск из пятого класса Нижнеилимского двухклассного училища и их судьбы.
1. Загина Т. И. – окончила фельдшерское училище в Иркутске, работала по специальности.
2. Замаратский Я. Е. – окончил Иркутскую почтово-телеграфную школу и работал всю жизнь в учреждениях связи.
3. Зорин Ин. Петр. – дальше не учился.
4. Косыгин С. И. – окончил Иркутскую учительскую семинарию, Томский учительский институт (трехгодичный) в 1911 году и стал первым учителем от населения нашего района. Проработал в народном образовании 58 лет. Из них инспектором Красноярского края – 26 лет. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР.
5. Черемных Петр Е. – окончил Иркутскую почтово-телеграфную школу. В 1920 году возглавлял штаб партизанских войск в Усть-Куте.
6. Черных А. А. – дальше не учился.
7. Перфильев Степан Иванович – ревизор Государственной Палаты Иркутской губернии.

 

     За учителями следили в те времена. За посещение 2–3 раза сельского и волостного сходов учитель считался политически неблагонадежным. Гонение со стороны попов, следили за каждым шагом учителя, доносили уездному и губернскому начальству. Особенно отличались этим попы Стуков, Пономарев Николай, Леваган. На экзаменах председателями экзаменационных комиссий были попы, а перед самой революцией председателем экзаменационной комиссии был неграмотный купец Черных Я. А. После революции 1905 года усилились репрессии. Были уволены с работы хорошие учителя Черемных Дмитрий Тимофеевич. Чемоданов арестовывался и увозился в Киренский участок. Учитель Нижнеилимского училища Бахарев Ф. И. был арестован. Ерденко Иван Иванович был перевезен из района из-за попов. Косыгин Семен Иванович назначен директором Нижнеилимского городского училища. Был отстранен от должности под давлением отзыва Томского жандармского управления. Лишь по ходатайству общественности был допущен к исполнению обязанностей учителя сроком на три года. В 1912 году подвергался политическому обыску.
     Методической работы с учителями не велось. Не было никаких районных совещаний. Каждый работал на свой страх и риск: не было ни курсов, ни семинаров по повышению квалификации. Педсовет в городском и высшем начальном училище собирался 4 раза в год. Методические вопросы на его заседаниях не ставились и не обсуждались.

 

     Многие существующие начальные школы были открыты еще в 1907–1910 годах, а в Нижнеилимске и заштатном городе Илимске были открыты двухклассные училища, в которых помимо первых трех классов, открывались 4 и 5 классы. Но в них давали более лучшие навыки чтения, письма и счета, к которым добавляли некоторые сведения по географии и естествознанию. Но эти училища не давали возможности продолжать образование.
     Многие мечтали об открытии в Нижнеилимске городского четырехклассного училища (семилетняя школа), которая давала бы возможность для поступления хотя бы в учительские семинарии, сельскохозяйственные школы, фельдшерские училища. Много было приложено сил, чтобы открыть такое училище. Было послано прошение волостного схода администратору Иркутской губернии об открытии училища в 1908 году. Был получен ответ: «Если будет построено здание». Решили строить. Лес заготовляли силами населения. У купца Черных выпросили денег 1500 рублей. Много сделал в организации этой работы учитель Бахарев Федор Иванович.
     В сентябре 1911 года состоялось торжественное открытие четырехклассного городского училища (семиклассное образование). Сослужили молебен, вручили подарки ученикам. Этот год и считается годом рождения нашей школы (здание бывшей начальной школы в Нижнеилимске). Первыми учителями, особенно заведующим (тогда называемым инспектором училища) Платоновым Леонидом Семеновичем, Косыгиным Семеном Ивановичем, Колесовым Антоном Денисовичем приложено много усилий для оборудования училища пособиями, учебниками, литературой. Приобрели модель паровоза, паровой машины, парохода и др., которые хранились в школе более 60 лет.
      В 1913 году первый выпуск – 14 человек, в том числе две девочки. Это Голублев И. П., Калошин П. Н., Зорин Н. В., Литвинцев И. и др.
Учителя помогли собрать деньги на дорогу и отправили семь человек поступать учиться в Иркутск. Приехали только на 21 сутки в город, из них 4 человека выдержали экзамен и стали учиться. Одним из них был Голублев И..П., который потом работал математиком, завучем в Нижнеилимской школе, заведующим Нижнеилимским РайОНО, весьма эрудированным человеком, к нему можно было обратиться с любым вопросом, называли его между собой «ходячей энциклопедией».
     В  последующие годы все новые группы направлялись в Иркутск и другие города на учебу. В послереволюционное время школа стала называться Семилетняя Трудовая школа, которую к 30-м годам окончили Погодаева А. С., Прокопьева Т. Н., Погодаева Кл. П., Слободчиков А. В. и др. С 1911 по 1936 годы (25 лет) школа была семилетняя. Члены коллектива школы принимали активное участие в развитии народного образования в районе, культуры. Ведь образованных людей в районе в то время было так мало!

 

     К 1920 году в районе работало 19 школ (однокомплектные) – 1 класс.
     К 1925 году действовало 16 школ с 20 комплектами (укрупненные школы) – 1240 учащихся в районе.
     В 1928 году в силу экономических затруднений нашей страны школы были сняты с государственного бюджета. Работало 10 школ за счет сбора средств с населения.
    1. Заключали договора между учителями и населением. Учителя работали без зарплаты.
Договор родителей с Голублевым И. П. Родители обязаны обеспечить учителю: 10 фунтов хлеба (фунт – 409, 5 гр), ведро картофеля, 2 фунта мяса, 5 литров молока.
    2. Надомники-ликвидаторы ходили по домам и учили детей дома. Питались учителя поочередно у родителей учеников.
Школы закрыли, где еще не было помещений. Работали в приспособленных помещениях.
     24 января 1926 года в районе организуется ячейка «Долой неграмотность».
     В районе работало 12 ликвидаторов, из них 4 коммуниста, 6 комсомольцев. Из них пять человек со средним образованием, один – с шестилетним образованием, и один имел трехклассное образование.
     Население стремилось к знаниям. В 1924 году взрослое население обучалось в лик.пунктах55 человек. В 1925–1926 учебном году окончили ликпункты 367 человек, из них 267 женщин. К 1926 году насчитывалось в районе 6079 человек неграмотных в возрасте от 14 до 50 лет. В ликбезы шли все взрослые, чтобы учиться читать, писать, считать. В 1927 году ликпунктами было обучено 1103 чел.

 

     1928 год – год перехода за всеобщую грамотность населения. Каждого комсомольца обязывали обучить два человека – читать и писать. В последующие годы количество школ в районе увеличивалось.

  Количество 4-хлетн. 3-хлетн. Комплектн.  Учителей  Учащихся
1927-1928 1 16 22 19 884
1928-1929 3 19 29 28 1144
1929-1930 7 20 37 35 1060

 


     Отпущено на культурные нужды в районе:

1926–1927 гг. – 25502, 49 руб.
1927-1928 гг. – 41709, 29 руб.
1928-1929 гг. – 55773, 00 руб.
1929–1930 гг. – 81416, 00 руб.

 

Возрастает стоимость одного учащегося (цифры средние по округу).
1928–1929 гг. – 85, 04 руб.
1929–1930 гг. – 104, 6 руб.
1930–1931 гг.– 40, 13 руб.
1931–1932 гг. – 124, 72 руб.
1932–1933 гг.– 137, 28 руб.

 

     На просвещение в Нижнеилимском районе было отпущено в 1937 году 1187002, 4 руб.
     1934 год – в районе 62 учителя, 4 работника РОНО, 7 избачей.
      Из них – 27 крестьян-середняков, 15 крестьян-бедняков, 7 кулачек, 1 батрачка, 8 служащих, 1 дочь полицейского, 4 рабочих, 1 слуга, 1 почтенный гражданин Его Величества, 1 кустарь. Из всего состава – трое коммунистов.
В 30–ые годы Нижнеилимская школа не только давала прочные знания учащимся. Ее коллектив всегда стремился идти в ногу с жизнью, живо откликался на решения партии и правительства по улучшению материального и культурного уровня трудящихся района. В период коллективизации учителя проводили разъяснительную работу о преимуществе коллективного труда, о передовых методах агротехники и даже выращивания скота. Активистами в этом деле были учителя: Калошин П. Н., Осиновский Василий Андреевич, Москвин В. Г., Куклин Ант. Ив., Замаратский Ив. Аппол., Ярославский Дм. и другие.
     Учителя школы в 1930–1935 г.г. вместе с РайЗО провели ряд курсовых мероприятий по подготовке колхозных бухгалтеров, бригадиров, животноводов, полеводов, машинистов. В этой работе оказались особенно кропотливыми инициаторами Голублев И. П. и Москвин В. Г. В колхозах не хватало трактористов.
     В марте 1935 года школа командировала в Большую Мамырь (Заярск) Москвина В. Г. и Ступина И. К. на предварительную подготовку по вождению, ремонту и работе на тракторе. А после в октябре 1935 года школа организовала совместно с РайЗО шестимесячные курсы трактористов. В числе 15 курсантов было две девушки. И все это проводилось на общественных началах, бесплатно. В те годы в школе было хорошо поставлено трудовое воспитание. Школа имела большое подсобное хозяйство. Были свои лошади, свиньи, много земли, сенокосных угодий на 300–400 копен, была своя жатка, молотилка. Всю эту работу на подсобном хозяйстве выполняли силами учителей и учащихся, редко кто работал по найму. В школе было столько хлеба, что его хватало на свои нужды, и в неурожайный год отправили целый обоз хлеба в Банщикову. За счет средств подсобного хозяйства школа полностью содержала 12 учащихся из семей слабообеспеченных, выполняли дополнительные пристройки к школе. Учителя были всегда с учащимися. Они и в поле, на сенокосе, на катке, на школьном участке. Цель – быть ближе к учащимся. Разговоры без примера – пустая трата времени. Учащиеся не столько слушают, сколько наблюдают, поэтому пример учителя был во всем.
     В 1931 году началось строительство нового двухэтажного здания с просторными классами, с пионерским и физкультурным залом, выделялись особо кабинеты физики, химии, биологии. Семилетняя школа перестала удовлетворять потребности района и населения и в 1936 году реорганизована в среднюю650 учащихся.
     Новая школа с первых дней стала пополнять свои кабинеты все новыми учебно-наглядными пособиями, особенно выделялся физический кабинет. Немалая заслуга в этом принадлежит Ступину Ивану Калиновичу, который так внимательно, бережно относился к кабинету физики, как к своему ребенку. До конца (до затопления) в кабинете были сохранены пособия с 1902–1903 годов. Многое сделали в оснащении кабинетов Калошин П. Н., Куклин Н. В., Любимов П. М., Москвин В. Г., Куклина А. В. и художник школы Черных А. В. (Восп. Панова).
     В 1939 году школа сделала первый выпуск из 10 класса14 человек. Большинство из них успешно поступили в различные вузы в разных городах станы учиться. Школа давала прочные знания. В 1947–1948 учебном году в районе уже было 39 начальных школ, 6 семилетних, 1 средняя, 2 детсада, 1 вечерняя школа, детдом на сто человек, 1 парткабинет, 12 изб-читален, 41 клуб, 12 библиотек, 3 радиоузла (Нижнеилимск, Илимск, Шестакова), 5 раций (…, Шестаково, Воробьева, Невон, Кеуль), 2 киностационара, 5 передвижек, 3 телефонные конторы, 3 телефонных станции, 3 электростанции на топливе, стали выписывать газеты, журналы, 2 больницы по 50 коек, 20 фельдшерских коек, 10 родильных палат, 2 детясель, детская консультация, хирургический и зубной кабинеты, рентгеновская, участки, 10 врачей, 32 фельдшера, аптека, 2 врача участка.
     Открылись школы в Едарме, Качиной, Суворке.
1947–1948 г.г. открылись школы в Сотниковой и на устье Илима в рыбацком поселке. В районе было уже 42 начальных школы, 6 семилетних, одна средняя, 102 учителя, 2300 учащихся.
     За 1949 год районная библиотека пополнилась художественной литературой на 5000 рублей, имела 700 читателей. Книжный фонд равнялся 40000 книг. По данным культотдела и отдела пропаганды и агитации РК ВКП (б) в районе насчитывалось 15 сельских клубов, кроме колхозных, которые были почти в каждом колхозе, 12 сельских библиотек, 22 киноустановки, 14 кинопередвижек, 19 агитпунктов, 15 агитуголков, 8 агитплощадок, выпускалось 4 радиогазеты; 11 лекторских групп, 20 лекторов, 3 литературные группы, РДК (районный Дом культуры). По этим данным видно, что рост образованности и культуры населения растет из года в год. Здесь немало своих усилий приложила наша интеллигенция.
     1941 год – началась война, нарушила темпы развития экономики, культуры, просвещения. Ассигнования резко сократились, поставки прекратились. Началась жизнь в школе и дома по-военному. Многих учителей и выпускников школы призвали в армию. Жить и учиться стало трудно. Было плохо с питанием: не хватало хлеба. Давали по 150 граммов на работающего, и то, за ним стояли в очереди ночами. Была одна мечта – поесть досыта хлеба, не говоря о других продуктах. Не хватало учебников, а некоторых совсем не было. Записывали основное под диктовку. Тетрадей не было, писали на старой бумаге, шили тетради из старых газет, толстой серой бумаги. Не было чернил, делали их из лиственничной коры, мел делали сами из опоки. Война заставила нас заготовлять дрова для школы своими силами. Была установлена норма:
     Для учащихся 5-х классов – 1 кубический метр;
6–7 классов – 1,5 куб. м;
8 классы – 2 куб. м,
9–10 классы3 куб.м.
     Классный руководитель шел вместе с учениками в лес и заготавливал нужное количество дров. Пилили дрова простой пилой. Особенно опасно, трудно было с маленькими. Опасно валить дерево, поднять нет сил, облепят дерево как мураши, а сил нет. К тому же плохо одеты, обуты и голодны. Старались норму выполнить.
Для техперсонала нормы пять куб. м.
     Все помнят добросовестный труд техничек школы: Бубнову Е. Я., Погодаеву Т. Е., Оглоблину В. И., Погодаеву А. М., конюха и водовоза Погодаева Д. К. В школе не было машины. Лошади всю работу обеспечить не могли, поэтому иногда даже приходилось техперсоналу возить дрова на себе.
     В школе полы были некрашеные, мыли их с помощью песка и голичка, но в школе было чисто и уютно.
В колхозах не хватало рабочей силы, остались женщины, старики и дети. Поэтому старшеклассники целое лето работали в колхозах.
     Учащиеся Нижнеилимской средней школы заработали в колхозах 40831 трудодень. Выполняли различную работу: пололи, окучивали картошку, возили навоз, ездили на сенокос по речкам, жали, копали картошку.
     В школе в войну было введено военное дело, оборудован военный кабинет. Изучали винтовку, гранаты, обучали стрельбе, строевой подготовке, учили ползать по-пластунски, строго требовали выполнение Устава военной службы. Дежурили в военном кабинете. Девушек учили медицинские работники оказывать первую необходимую медицинскую помощь пострадавшим. Ходили на курсы медсестер, организованные Комитетом Красного Креста и Красного Полумесяца (предс. Погодаева А. И.)
     Проходили двухнедельную практику в больнице, дежурили вместе с врачами и медсестрами. Многому научили врачи Ленская Любовь Петровна и Калчанова Антонина Петровна.
     В то же время в школе и среди населения проводилась массовая подготовка значкистов ВС, ГТО, ГСО, ПВХО. Сдача норм ПВХО была обязательна для всего населения.
     Почти все учащиеся школы имели значки, а многие по несколько значков. Участвовали в различных спортивных соревнованиях: лыжная подготовка, шли пятьсот метров в противогазах, затем снимали, складывали в сумку, бежали дистанцию – юноша десять километров, девушки – пять километров. Перед финишем (на каждом участнике две сумки – с противогазом и гранатами) нужно было бросить гранату на дальность, а вторую гранату в цель. Были случаи и обморожения. В то время чувствовались ответственность и дисциплина, какая-то собранность, желание не отстать от требований жизни, от взрослых, быть там, где все. Учащиеся принимали участие в сборе денег для танковой колонны, эскадрильи самолетов, в сборе теплых вещей, подарков для фронтовиков.
Школа и учитель, каждый урок, классный час, комсомольское собрание, пионерский сбор, каждый стенд и газета в школе учили своих воспитанников быть мужественными и сильными, любить и беречь честь своей школы, любить свою страну, свой народ, быть преданными им. Это было доказано делом. Высокий моральный и политический уровень показали учителя и выпускники школы на фронтах войны. Школа никогда не забудет их имена.
     Как ликовала школа, когда получала от своих воспитанников поздравления в День Победы! Этого забыть нельзя!
Осенью 1958 года было введено в эксплуатацию здание школьных мастерских, которые оборудованы механическими станками, инструментами, необходимыми материалами. Было построено новое здание с большим современным спортивным залом, в том же здании разместилась (слева) школьная библиотека с великолепным исполнительным библиотекарем Погодаевой Агриппиной Степановной. К тому времени во всех школьных зданиях было подключено паровое отопление. Вся эта тяжелейшая работа легла на плечи директора школы Верхотурова Ю. С.
С 17 августа 1959 года по 20 августа 1963 года наша школа работала как школа-интернат № 6, потом была преобразована в среднюю школу. В школе-интернате № 6 было 120 воспитанников, родители которых работали на производстве, семьи малообеспеченные.
     В 60-ые годы школа пополнилась кабинетами машиноведения, основ растениеводства, электротехники. В те годы учащиеся старших классов наряду с овладением общеобразовательными дисциплинами получали знания по специальностям: тракторист-машинист, электромонтер сельской электрофикации, механизатор-овощевод, воспитатель детсада, швея. Многие из них работают по этим специальностям. В школе был хороший музей (организатор Ступин Иван Калинович).
     Наши выпускники имеют самые разнообразные склонности к трудовой деятельности. Перед последним традиционным днем еще в селе Нижнеилимске (20 встреча) в 1971 году нам удалось по неполным данным установить за последние годы. Наши выпускники работали: 85-учителями, 15-агрономами, 12-врачами, 30-инженерами-геологами, 10-инженерами-механизаторами сельского хозяйства, 45 – младшими и старшими офицерами, 11-авиатехниками, 23 – работниками культурно-просветительной работы, 12- партийными, советскими и комсомольскими работниками, 6-юристами, 9- инженерами-экономистами, 14-инженерами-химиками, строителями железнодорожного транспорта, гражданского флота, 7-летчиками, 25-техниками рыбной и лесной промышленности, торговой сети, 18- воспитателями, 148 учатся в различных вузах и техникумах, 190 работают в совхозах, советских учреждениях, промышленности. Наша школа-хорошая кузница кадров (12 медалистов).
     Война и мирная жизнь проверили на деле, чему научила школа своих учеников.
«Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников» (Н. И. Пирогов).
Нижнеилимская школа заслуженно гордится своими выпускниками, которые отмечены высокими званиями и наградами за свои заслуги в труде.

     Жизнь требует перемен. Школа попала в зону затопления. Пусть разольется Илимское море, пусть хлещут его волны, но они не должны смыть память о нашей школе и ее традициях. Наша школа должна остаться живой, живой в наших воспоминаниях, а главноев наших делах.

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК