19 | 04 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Воспоминания Калошиной Евдокии Иннокентьевны

1
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
Воспоминания учительницы географии Калошиной  Евдокии Иннокентьевны о работе в Нижнеилимской средней школе с 1950 по 1965 годы 
 

     По семейным обстоятельствам по направлению Иркутского ОблОНО в августе 1950 г. я приехала в Нижнеилимский район, среднюю школу, тогда единственную в селе и районе.
     В деревянном двухэтажном, утопающем в зелени черемухи и тополей здании, меня встретил завуч школы Москвин Василий Гаврилович. Определил нагрузку: географию в пятых классах, химию в седьмых и биологию в 8-х классах. А я студентка-заочница географического факультета, только три года проработала в начальных классах Братской средней школы. Август месяц — упорная кропотливая подготовка к учебным занятиям.
     В коллективе учителей меня приняли доброжелательно, коллектив состоял в основном из илимчан, учителей со стажем и солидным опытом работы в школе. Мне надо было найти свое место, свою нишу в этом сложившемся коллективе со своими традициями и правилами взаимоотношений.
     Да, и перед учениками и их родителями надо было достойно выглядеть. Притом в семье и окружении все новое. Трудностей было предостаточно, но и жить интересно.
     Поразил илимский говор, особенно у директора школы Куклина Петра Степановича, и, конечно, у учащихся.
     Были радости после удачно проведенных уроков и огорчения, депрессии после неудач, скучала по родителям и родным. В один из таких моментов Павел Нестерович Калошин положил мне на плечо руку и сказал: «Успокойся, не грусти, все образуется со временем». Такие тепло и энергетика передались от его руки и слов, что я снова приобрела себя и нашла силы преодолевать трудности жизни. Еще ведь надо было мне после уроков и частых собраний, мероприятий днем и в позднее вечернее время переплывать на лодке через реку Илим, чтобы возвратиться домой в деревню Погодаеву.
    Общественной работой загрузили. Избрали в местный комитет профсоюза, доверили мне производственный сектор. Приобщилась к краеведению. Хотелось больше узнать о местности, о природе. Павел Нестерович много лет записывал свои наблюдения за жизнью населения и за природными явлениями в своих дневниках.
    Учащиеся географического кружка вели журнал, где записывали разные события, изменения климата, замерзание и вскрытие реки Илим, и многое другое.
     Только два года я проработала с Павлом Нестеровичем, перенимая его методы ведения уроков. Он уехал из района с семьей.        Краеведческую работу я стала продолжать с постоянным проводником, знатоком законов тайги, знанием местности, всех зимовий (палаток — то тогда не было), речек и ручьев, учителем рисования Черных Александром Викторовичем. С учащимися мы обходили все окрестности. Вели топографические съемки маршрутов, дневники наблюдений за температурой, растительным и животным миром. Когда приехали геологические экспедиции в район, то нам дали задание собирать образцы минералов. Позднее геологи помогли нам собрать эталонную коллекцию минералов района. Нам выделили под музей комнату в здании начальной школы на втором этаже. Там было всего две комнаты: с восточной – учительская, в западной – наш музей. Имея свое помещение, мы быстро стали накапливать материал. На печке – «бочке» зимой варили из газет папье-маше и лепили долину реки Илима с изгибами и притоками, горные хребты, сопки, вулканы и т. д.
     Грелись после лыжных походов «По следам зверей и птиц», приводили в порядок археологические находки, кости древних животных. И музей начал свою деятельность.
     На уроки часто приходили инспектора районо и приезжали с проверкой областные комиссии. В 1954 году вместе с мужем закончили пединститут, несмотря на то, что у нас уже был сыночек. Помогала свекровь Елена Филипповна. В 1957 году я вступила в ряды компартии и позже несколько лет была секретарем. Через 8 лет работы в Нижнеилимской школе получила значок «Отличник народного образования», в 1960 году назначили заведующей учебной частью, работала до отъезда в Железногорск, в связи с переводом районного центра.
    Учительница Анисимова Зинаида Х., работавшая в то же время так написала:
«Нет для меня лучшей доли, чем работа в Нижнеилимской школе.
Ты тогда завучем была и с коллективом дружила, жила.
Евдокия Иннокентьевна по характеру добра, во всем скромна, но неподкупна она,
Ко всем относится справедливо, на ложь и обман реагирует живо.
За чуткость и внимание, за человеческое понимание,
Педколлектив отвечал старанием, работал хорошо, с желанием.
Все годы работала честно, это многим известно,
Для нас она пример, недаром заслуженный учитель РСФСР».

 

     На склоне лет жизни меня радуют моменты воспоминаний учащихся, с некоторыми встречались на организованных встречах, после окончания ими школы через 15, 20, 25 и в 2008 году через 50 лет. Так, Панфилов Женя рассказал, что когда шел педсовет, то несколько человек сидели под окном и слушали дебаты учителей по поводу употребления алкоголя в праздник. Вердикт – исключить из школы. Что и делалось в то время. Я просила, умоляла и другие поддержали – в школе их оставили. Однажды я тихонько иду по тротуару около школы, а из окна мне машут. На крыльце стоят несколько учеников: «У Вас урок в нашем классе, но мы тихо сидим, и никто не знает, что Вас нет. Вы сразу в класс заходите!». Много случаев взаимоуважения можно припомнить. Жизнь есть жизнь! Я с благодарностью вспоминаю те годы, тот замечательный коллектив, тех учащихся, любознательных, трудолюбивых, отзывчивых, добрых. Они и сейчас мне помогают, где и чем могут. Школа дала многих знаменитых людей. Давно она под водой, но память в сердцах людей сохраняется. Школа для меня – Моя, родная.

Е.И. Калошина. 2010 г., август.

Социальные группы
VK
ОК

Госуслуги | Решаем Вместе