Воспоминания Савосько Татьяны Романовны

1
Опубликовано 20.09.2019 16:25
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
Воспоминания учительницы Савосько Татьяны Романовны 
 

     В 1952 году окончила Малышевскую среднюю школу Балаганского района Иркутской области. В этой школе работал Георгий Иванович Перфильев родом с Нижнеилимского района из деревни Зыряновой, он учился, как я позднее узнала с Иваном Калиновичем Ступиным и Василием Гавриловичем Москвиным. Так вот, мы, ученики, любили его за простоту, требовательность и любовь к детям, поэтому и я решила стать учителем. В общежитии пединститута познакомилась с Зинаидой Харитоновной Анисимовой (ныне живет в Железногорске, 8-4-26), вот так я оказалась в Нижнеилимском районе. 1956 год, деревня Корсукова, семилетняя школа. Вела историю, географию, биологию, физику, была пионервожатой. Коллектив был небольшой, но сплоченный. Готовили концерты, ездили по ближним деревням.

 

     Школа жила одной жизнью с колхозом по имени «20 партийный съезд». Доярки колхоза завоевали знамя районное. Нас позвал председатель Зарубин  Василий Кирьянович съездить с ними (дояркой была Жмурова Галина). Так вот, знамя коробейниковские доярки должны были отдать по закону, но поставили условие, что, мол, доярки победили на работе. А по пляске – коробейниковские. Вот мы во главе с председателем плясали так, что соседи из Коробейниково признали себя побежденными. В то время на Илиме природа была дикая – прекрасная, это было очарованье! На следующий год меня перевели в деревню Прокопьеву, рядом была деревня Романова, а потом меня избрали в РК комсомола заведующей исп. отделом, но работа не по мне, мне хотелось работать в системе с детьми, поэтому через год, когда создалась школа-интернат № 6, то я туда пришла воспитателем. Директором был Агафонов Николай Григорьевич, ныне он живет в Железногорске.

 

     Вот работа в школе-интернате отличается от работы в школе. Мы детей мыли, был у меня 3-й класс, терли спины, мы им заменили матерей, и они нас очень любили. 1963 год. Школу-интернат очень любили, но вскоре его расформировали, кое-кого из воспитателей взяли в среднюю школу, меня взяли биологом, но так как я историк, мне два часа  дали истории, а биологом взяли, потому что я вела практические работы по биологии на пришкольном участке и добивалась хороших урожаев. Директором школы был Верхотуров Юрий Степанович, ныне живет в Братске. Директор был — у него «земля горела под ногами», сам работал и от всех  требовал работы. Завучем была Калошина Евдокия Иннокентьевна, а по воспитательной работе завучем был Тараненко Федор Петрович, он был лучшим организатором по району. Мы проводили вечера такие, что до сих пор при воспоминании о них восторгаешься. Это были вечера, посвященные празднику урожая, приглашены были лучшие комбайнеры, трактористы, был испечен каравай длиной до 1,5 метров – как мы его делили на кусочки и всех одаривали, это был первый хлеб осени. Или праздники, посвященные пионерам: 19 мая ходили на яр с горнами, барабанами и знаменами, там проходил сбор, строили костры высотой 4–5 метров и более; они освещали поляну, а дети восторженные отчитывались о своей работе, были игры, танцы.

 

     Коллектив школы выступал на концертах – пели, пьесы ставили, были все дружины, на переменах шутили, смеялись. Праздники мы, учителя, тоже отмечали в школе, была единая дружная семья. Прекрасная традиция – проведение традиционных дней встречи выпускников. В 1972 году школу Нижнеилимска перевели в Рудногорск, тогда директором был Стеценко Владимир Никитович. Организатором была Скареднева Людмила Николаевна. В 1978 году я переехала в город Иркутск, и вот школа № 22 в микрорайоне Солнечный. Я в числе победителей соцсоревнования, неоднократно награждалась грамотами Районо и Министерства просвещения.

 

     Я проработала десять лет, дети меня полюбили, и я их, конечно. Во все времена дети — есть дети, не всегда с ними легко, но я всю жизнь благодарю учеников больше всего за то, что они могут оценить учителя. Общаясь с детьми, ты получаешь от них заряд энергии. Но если бы мне пришлось стать молодой и выбирать профессию, я бы была только учителем. И вот слова: «Люблю свой труд, труд скромный, благородный, и как бы беспощадны не были года, до самой старости для Родины свободной не пожалею сил упорства и труда». Мне 60 лет, а профессию учителя, настоящего, который воспитывает и учит — благотворю.