29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

История народного образования

1
   
                             
  История   Архив   Воспоминания   Фотоархив   Библиография   От авторов   Видеоролик «Мы помним тебя, школа!»  
                             
История народного образования Приилимья 
 

     История народного образования Приилимья неразрывно связана с началом освоения края первыми землепроходцами. Проникая в Восточную Сибирь с Енисея, отряды русских казаков прошли на Лену в Киренский округ по Ангаре и Илиму, прежде чем в Иркутский. В 1630 году заложены Илимский и Киренский остроги.


     В 1649 г. Илимскому острогу был пожалован титул города. Он стал центром Илимского воеводства. Став местом каторги и ссылки, «дремучая глухомань» («сибирское захолустье, медвежий угол») обрела возможность наступления цивилизации, а вместе с этим – быстрого развития и просвещения местных поселенцев.

     Нижнеилимская волость Иркутской губернии учреждена в 1725 г. в составе Киренского округа (уезда), который отличался мелкими селениями, расположенными на чрезвычайно больших расстояниях от волостных правлений и приходских церквей.
На Илиме по береговой линии в 400 верст расположилась 51 деревня с числом дворов 1160. Большей густотой населения отличалась Нижнеилимская волость в низовьях Илима.

     Народные школы по Ангаре и Илиму появились раньше государственных. Первыми учителями были политические ссыльные.
А. Н. Радищев, пребывая в Илимском заточении, организовал в своем доме школу, в которой учил своих и крестьянских детей. В «Воспоминаниях об отце» сын его – Павел Александрович писал: «Радищев вставал рано, очень рано, писал и читал… Он делал химические опыты… По утру ему приносили большой медный чайник с кипятком и он сам варил себе кофе. Дети вставали, приходили городские (Илимск считался уездным городом), и он их учил каждый день. По утру — истории, географии и по-немецки, после обеда – заставлял их считать и переводить с французского» (Это был 1793 год – второй год ссылки).

     Сообщение об открытии первого учебного заведения в Нижнеилимске мы находим в исследованиях К. Кокоулина «Школы и грамотность Киренского округа Иркутской губернии: Памятная книжка. – Иркутск, 1895 г.»
     26 ноября 1816 г. здесь открыто первое для округа сельское училище (Примечание: сельские училища – Училища Министерства народного просвещения). На устройство его собрано пожертвований с крестьян 1668 рублей 90 копеек. Обществом выстроен новый дом по плану, данному исправником Петром Шевелевым. Учеников поступило 33.

     За недостатком учителей и по другим причинам училище несколько раз закрывалось на год-два, и только с 1885 г. начинается довольно правильная его деятельность.
     В 1895 г. почетный блюститель Я. А. Черных пожертвовал 2500 рублей на постройку нового здания, «применяя его к потребностям двухклассного училища».
     В 1895 г. содержание Нижнеилимского училища установилось такое: учителю жалованье 360 рублей, законоучителю 400 рублей, прочие нужды деньгами 85 рублей, натурою 100 рублей.
     С 1885 г. в округе начинают открываться церковно-приходские школы во исполнение Закона от 13 июня 1884 года (предусматривалось открытие оных при всех крупных церковных приходах).
     В 1887 г. в Илимске была открыта первая церковно-приходская школа, как сравнительно с министерской более дешевая. «На жалованье учителю город ассигновал 100 рублей в год, епархиально-училищный совет дал также 100 рублей, и мещанин из ссыльных В. 100 рублей. Он же построил новый школьный дом, первым учителем которого был псаломщик, затем – дьякон, потом после непродолжительного закрытия школы за неимением учителя – ссыльный, и, наконец, с августа 1894 года – учительница Б. из пятого класса гимназии. Учащиеся 19 мальчиков и 7 девочек были разделены на группы: младшую и среднюю.

     В 1894 г. открыто уездное отделение Иркутского епархиально-училищного совета для заведывания школами по р.р. Илиму и Ангаре, такое же, как в Киренске1889 г., по р.р. Лене, Тунгуске, Киренге).
     К 1895 г. округ делится на 24 церковных прихода, в которых насчитывается 15 ЦПШ, кроме Илимской (городской). На Илиме: Коченгская ЦПШ. «Епархиальный совет назначил пособие 100 рублей в год. Общество дает 140 рублей и отопление. Крестьянин Щегорин выстроил школьный дом. Учительница – дочь священника с правом на это звание. Дворов 57».
Тубинская ЦПШ открыта в 1890 г. «Строится новое здание обществом при пособии епархиального совета в 400 рублей. Учительница есть. Дворов 32».
     Некоторые из ЦПШ по рекам «довольно шатки по отсутствию учителей, или дают очень слабые проявления своей деятельности, но они свидетельствуют о существовании в народе потребности в грамоте, на полное удовлетворение которой нужно надеяться в будущем».
А пока самыми распространенными являются так называемые «школы грамоты», появление которых связано с деятельностью уголовных ссыльных, получивших в молодости некоторое образование.

      Таких школ на Илиме было две:
1.Романовская. Открылась в 1892 г., священник Стуков пожертвовал дом, ремонтированный на средства епархиального совета, назначившего 100 рублей на жалованье учителю. Крестьяне дают 44 рубля 80 копеек и отопление. С 1893 г. занятия прекратились за неимением учителя.
2.Шестаковская (солеварный завод). Учительница Г. Глотова занималась обучением детей бесплатно. С 1894 г – учитель-ссыльный. Помещение школы в земской квартире.

    «Все школы грамоты бедны учебниками, даже азбуками. Чаще встречаются разные самоучители и азбуки издательства Сытина, иногда «Родное слово».
     К концу XIX века ЦПШ открылись во всех крупных приходах, в том числе в д. Романовой, Коробейниковой, Воробьевой, Тубе и других. В Нижнеилимской ЦПШ с трехлетним начальным обучением преподавал Чудинов, который совмещал должность учителя, дьякона и оспопрививателя.

    В начале ХХ века в волости открылось еще несколько министерских школ в деревнях: Шестаковой, Оглоблиной, Уфимцевой, Макаровой, Зыряновой, Черемновой, Большой, Банщиковой, Невоне и других.
     В 1899 г. в волостном центре было открыто двухклассное училище (4 и 5 классы), в котором обучалось всего 10 человек. В это время во всей волости было всего 6 учителей, из них со специальным образованием – 3. В Нижнеилимском двухклассном училище работали Ф. И. Бахарев (заведующий) и Анна Васильевна Сидоровская, в Романовской школе — Денисенко Тимофей Арсентьевич.
     Первый выпуск из двухклассного училища из 6 учеников (в том числе одна девочка Загина Т.) состоялся в 1901 г. Среди выпускников Семен Иванович Косыгин, который по окончании Иркутской учительской семинарии поступил в Томский педагогический институт (3-х годичный) и, таким образом, стал первым учителем с Илимской земли, получившим высшее педагогическое образование. Проработал в народном образовании 58 лет, 26 из них в Красноярском крае. Награжден Орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
     Старейший учитель Нижнеилимской школы П. Н. Калошин в своих воспоминаниях писал: «В 1905–1906 гг. в училище обучалось всего 48 детей. В основном учились дети из зажиточных семей. Изучались такие предметы, как Закон Божий, церковно-славянский язык, история Российской империи, арифметика, чтение, грамматика. Большое внимание уделялось чистописанию. Ученики уже в третьем классе сдавали экзамены (испытания). Девочек училось мало, в обоих классах – 9 девочек… Ходили в школу с холщовыми сумками через плечо, на ногах обувь – чирки, сшитые из кожи, на руках – рукавички из овечьей шерсти. Морозы достигали до 600, но нас ничто не останавливало. Мы все равно бежали в школу. Так хотелось учиться!».

     Учителя 1–4 классов получали жалованье 37 рублей 66 копеек в месяц. В городском училище – 49 рублей. В высшем начальном – 80 рублей, учителя церковно-приходских школ получали 50 рублей.
Отношение местных властей к учителям было пренебрежительное. Волостной писарь Тимофеев выражался: «Передайте учителям, чтобы шли получать свое жалованьишко».
     Гонения со стороны служителей церкви, слежка, доносы уездному и губернскому начальству на «неблагонадежных» учителей, особенно после революции 1905 г. заканчивались арестом самых передовых просвещенцев, в числе которых были Бахарев Ф. И., Чемоданов П. В., Черемных Д. Т., Косыгин С. И., Колесов А. Д., Денисенко Т. А., Сидоровская А. В.

     Несмотря на тяжелые времена, эти просвещенные люди вели неустанную работу, доказывая необходимость дальнейшего обучения крестьянских детей и получения ими более высокого образования. По положению Министерства просвещения (1900 г.) в таких селах, как Нижнеилимск, не должно быть школы повышенного образования (7кл.), поэтому ни на какую финансовую поддержку государства рассчитывать было нельзя. После долгих прошений и ходатайств, подаваемых Ф. И. Бахаревым, Губернский отдел просвещения дал разрешение на строительство училища в Нижнеилимске, отписав следующее: «В сельской местности такая школа (имеется ввиду 4-х классное городское училище) может быть открыта тогда, когда местными силами и средствами будет возведено соответствующее здание».
     В 1908 г. началось строительство «своими силами» под руководством Перфильева Андрея Васильевича, крестьянина из д. Макаровой. Деньги в сумме 1500 рублей «на строительство и покупку оборудования для четырехклассного городского училища» пожертвовал купец первой гильдии Я. А. Черных, за что ему присвоено звание почетного попечителя училища и вручена медаль.
1 сентября 1911 года состоялось торжественное открытие училища. Отслужен благодарственный молебен. Ученикам вручены подарки. Начались занятия.
     Инспектором училища был назначен Леонид Семенович Платонов, законоучителем священник Александр Лихачев. Учителями: С. И. Косыгин, А. Д. Колесов, А. В. Сидоровская. В училище изучались дисциплины: Закон Божий, церковно-славянский и русский язык, арифметика, геометрия, естествознание, история, география, чистописание, рисование. Перечень учебных предметов взят из Свидетельства об образовании Перфильева Павла Степановича, ставшего впоследствии учителем и зачинателем большой педагогической династии. В своих воспоминаниях он пишет: «Учителя были очень требовательные, но справедливые и добрые. Учились мы хорошо, с охотой. Ребята между собой были дружные. Плохих оценок не получали». После окончания училища выпускники могли поступать в такие учебные заведения, как учительские семинарии, почтовые, военные, ремесленные, коммерческие, фельдшерские училища.

     Первый выпуск из 14 человек состоялся в 1913 году. Училище к этому времени было переименовано в высшее начальное. Семеро из выпускников поступали в Иркутскую учительскую семинарию (открыта в 1872 г. для подготовки учителей школ). Испытания выдержали двое: Иван Павлович Голублев и Прокопий Станиславович Перфильев. «Жили в пансионате, питались в общей столовой. «Стипендию» получали натурой – пропитанием, одеждой, обувью, бельем, постельными принадлежностями, баней и прачечной для студентов-семинаристов».
Став учителями, вернулись на малую родину служить верой и правдой своему народу. Оба – родоначальники известнейших в нашем районе педагогических династий, насчитывающих «педагогического стажа» до 300 лет. Потомки великих Учителей уже в четвертом поколении работают в школах Нижнеилимского района, Иркутской области и далеко за ее пределами.

     Особенно бурно стало развиваться народное образование в Приилимье после окончания гражданской войны. К 1920 году в районе работало 19 школ, большинство их были однокомплектными (1 класс).
      К 1922 году в силу экономических затруднений нашей страны некоторые школы были сняты с государственного бюджета. На Илиме 10 школ работало за счет сбора средств с населения.
Свидетельством подобных перемен является такой документ, как «Договор» крестьян д. Коробейниковой с нанимаемым в учителя Голублевым Иваном Павловичем (подлинник хранится в Музее просвещения).
Советская власть оказывает всемерную помощь школам и населению в обучении подрастающего поколения и безграмотного взрослого населения.
     С 1 апреля 1924 года Губревком ввел всеобщее обязательное бесплатное обучение взрослых.

     24 января 1926 г. в районе организуется ячейка (общество) «Долой неграмотность». Работают 12 ликвидаторов, из них 4 коммуниста, 6 комсомольцев, из них 5 человек со средним образованием, 1 с 6-летним образованием, и 1 имел трехклассное образование.
Начался настоящий поход за ликвидацию безграмотности. Взрослое население откликнулось на это с энтузиазмом. Если в 1924 г. в ликпунктах занималось 55 человек взрослых, то уже в 1925 г. их окончили 367 человек, из них 267 женщин. К 1926 г. в районе насчитывалось 6079 человек неграмотных, в ликпунктах обучено 1103 человека. Переход на всеобщую грамотность населения осуществился в 1928 г.
Количество школ в районе увеличивается год от года. К 1930 г. их было: четырехлеток – 7, трехлеток – 20, комплектов классов в них – 37, учителей – 35, учащихся – 1060.
     Возрастает стоимость одного учащегося с 85 руб. 04 коп. в 1928–1929 учебном году, до 137 руб. 28 коп. в 1932–1933 учебном году.
В 1934 г. в районе 62 учителя, 4 работника РОНО, 7 избачей, из них 27 крестьян-середняков, 15 крестьян-бедняков, 7 кулачек, 1 батрачка, 8 служащих, 1 дочь полицейского, 4 рабочих, 1 слуга, 1 почетный гражданин его величества, 1 кустарь.
     На просвещение в Нижнеилимском районе в 1937 году было отпущено 1187002,9 рублей.

     В период коллективизации учителя проводили разъяснительные беседы о преимуществах коллективного труда, о передовых методах агротехники и животноводства. Активистами в этом деле были: Осиновский В. А., Калошин П. Н., Москвин В. Г., Куклин А. И., Замаратский И. А. и другие.

     Первая половина 30-х годов знаменуется проведением курсовой подготовки колхозных бухгалтеров, животноводов, полеводов, счетоводов, трактористов. И в этой работе – учителя Голублев И. П. и Москвин В. Г. Нижнеилимская школа с 1930 года называлась школой колхозной молодежи (ШКМ), у нее было свое подсобное хозяйство, вырученные средства от него шли на содержание учащихся из малообеспеченных семей и дополнительные пристройки к школе.

     В 1931 году началось строительство нового двухэтажного здания с просторными классами, с пионерской комнатой, физкультурным залом, выделялись особо кабинеты физики, химии, биологии. Семилетняя школа перестала удовлетворять запросы населения в обучении детей.
В 1936 г. школа стала средней, в ней обучалось 650 детей. Это была первая средняя школа в районе.
В 1947–1948 учебном году в районе было 39 начальных школ, 6 семилетних, 1 средняя, 2 детсада, 1 вечерняя школа, детский дом на 100 человек, 102 учителя, 2300 учащихся, 1 парткабинет, 12 изб-читален, 41 клуб, 12 библиотек, 3 радиоузла (Нижнеилимск, Илимск, Шестаково), 5 раций, 2 киностационара, 5 передвижных киноустановок, 3 телефонные станции, 2 больницы на 50 коек, 2 детских ясель, детская консультация, 10 врачей, 32 фельдшера, аптека.

     Открылись школы в Сотниковой, в рыбацком поселке на устье Илима.
Впереди – время грандиозных преобразований в крае: Всесоюзные ударные комсомольские стройки: Коршуновский ГОК, железная дорога Хребтовая – Усть-Илим, Усть-Илимская ГЭС, со строительством которой Приилимье пережило самые трагические страницы своей биографии. Малая родина илимчан оказалась на дне рукотворного моря. Им пришлось обживать новые места, привыкать к новой цивилизации… Новые поселки, новые школы, новые направления и методики работы учительства.

     Славная и легендарная история Нижнеилимского учительства собирается, изучается и бережно сохраняется в Музее просвещения Нижнеилимского района, который открылся в Центре развития творчества детей и юношества 3 октября 1992 года. Учитель во все времена выполнял просветительскую миссию, обучая и воспитывая, приобщал детей к духовным ценностям своего народа, заботился о нравственной чистоте и морали подрастающего поколения. Осмысление связи просветительской деятельности прошлого и настоящего, доказательство того, что истоки культуры в Приилимье находятся именно в деятельности школьных учреждений, когда учитель является «времен связующей нитью» – главные задачи Музея просвещения.
     Музей создан по просьбе ветеранов педагогического труда, которые своим трудом доказали незыблемую жизнестойкость профессии Учителя, «вечность» ее просветительской миссии, с честью пронесли по жизни свое гордое имя Учитель.
Первые экспозиции Музея: «Педагогические идеи А. Н. Радищева», «История Нижнеилимской школы», «Патриарх просвещения и его последователи», были посвящены истории становления образования в Приилимье.
В настоящее время Музей – «сложный живой организм», имеет более 20 разделов и экспозиций, расположенных в трех залах общей площадью более 150 м2. В фондах насчитывается более 12000 единиц хранения. В основном это печатные, фотографические, картографические материалы, вещественные экспонаты, воспоминания и подлинные документы из личных и семейных архивов учителей, педагогических династий. Имеется библиотека редких педагогических сочинений, краеведческой литературы, картинная галерея, большая аудио- и видеотека. Многие экспонаты являются раритетными для Музея такой тематической направленности.

     В 2001 году Музей просвещения прошел Всероссийскую паспортизацию на звание «Школьный музей» (Свидетельство № 8159 Министерства образования РФ).
     Со времени своего создания Музей является центром информационно-методической, просветительской и организационно-массовой работы по краеведению.
     На его базе проводятся семинары, уроки, творческие встречи, юбилейные чествования ветеранов педагогического труда, праздники, краеведческие конференции, литературные чтения, экскурсии для детской и взрослой общественности. Ежегодно через такие мероприятия проходит 3–3,5 тыс. участников. Культура краеведческой работы повышается год от года, о чем свидетельствует расширение сети школьных музеев (до 17 в 2010 г.) в образовательных учреждениях района.
     2011 год в педагогической и краеведческой общественности района знаменуется большими датами: 85-летием Нижнеилимского района, 100-летием Нижнеилимской школы, 195-летием начала появления школ и 75-летием краеведения на Илиме, к достойной встрече которых готовится и Музей просвещения.

Ушакова Е. Г.
Руководитель
Музея просвещения
МОУ ДОД «ЦРТДиЮ»

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК