19 | 04 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

«Предлагаю: собрать этих „обезьян“ и „шимпанзе“ и здорово с ними поговорить»… Педсоветы во все времена

1
1959 год. Репетиция физкультурных номеров во дворе Нижнеилимской школы
 

В 2021 году110 лет Нижнеилимской школе, которая находилась в старинном селе Нижнеилимске Иркутской области.
В 1973 году в связи со строительством Усть-Илимской ГЭС школа сожжена, 15 октября 1974 года село Нижнеилимск затоплено.
Сохранились Книги приказов и протоколов педсоветов, воспоминания педагогов и бывших учащихся «Школы на дне моря».
Вот выдержки из протоколов педсовета (все выступления на педсоветах, все фразы тщательно записывались – читая их, словно видишь учителей и слышишь их голоса).
Ох, эти педсоветы! Сколько драматизма, коллизий, разборок поведения разгильдяев, сколько судьбоносных решений принято!
А как ощущается ход истории, дух времени!

 
 
 1954–1955 гг. 6 класс. Урок истории в Нижнеилимской школе. Учитель Т. Н. Прокопьева
 
 

Протокол педсовета от 10 января 1939 года

На повестке дня проработка Указа наркома просвещения об исключении учащихся из школы.

Выступает Москвин В. Г.: Вот у нас ученик первого класса Белобородов в настоящее время является в полном смысле дезорганизатором дисциплины в классе. Надо крепко подумать об исправлении у него дисциплины. Он еще ребенок и с такой крайней мерой, как исключение из школы нужно сугубо осторожно к нему подходить. Другое дело ученик десятого класса Петухов Н. –организатор пьянки и развала дисциплины учащихся более младших классов. К такому учащемуся нужно, конечно, подходить сурово и прямо сказать, что такому нет места в школе.

Жмуров И. А.: Злостных и неисправимых нарушителей дисциплины приказ не запрещает исключать, мы же боялись исключать, кого нужно было исключать. Калошин П. Н. ссылался на Конституцию, что де все имеют право на образование, и вот таким потворством помогаем врагам.

Иванов Я. А.: Мы к злостным, систематически нарушающим дисциплину подходим платонически, и поэтому учащиеся открыто заявляют, что за любое нарушение ничего не будет.

Ступин И. К.: Исключать неисправимых можно.

Постановили: Усилить воспитательную работу не только классным руководителям, но и всем преподавателям.

Куклин Н. В.: Практику ходить на уроки неподготовленными надо осудить. А это у нас есть. Товарищи Агапов, Яценко, Козловский готовятся к уроку здесь, в учительской, где идет игра в бильярд. Шум, и поэтому качественной подготовки не может быть. Администрации не надо допускать на урок с такой подготовкой.

Голублев И. П.: Никакого преступления нет в том, что учителя готовятся к урокам в учительской. Что в ней нет порядка, что она не является комнатой, где можно отдохнуть и в свободные часы подготовить урок, это все видят – и администрация, и профсоюз. Надо в учительской создать условия для отдыха.

От 12 января 1939 года

Постановили: Не допускать отсева из школы. Провести обследование в течение января всех квартир учащихся. Прекратить курение, игру в бильярд в учительской.

Слушали о нарушителях дисциплины.

Скрябиков В. в конце четверти, когда преподаватель черчения т. Черных А. В. поставил ему за вторую четверть плохую отметку подбежал к учителю с кулаками и кричал, что неправильно поставлена отметка. Вообще Скрябиков груб, дерется, матерится.

Тов. Жмуров И. А.: Скрябиков очень способен, схватывает быстро, но на замечания преподавателей огрызается, один раз даже на уроке вслух неприлично выругался.

Тов. Ступин И. К. говорит, что Скрябиков груб, но у него на уроках сидит ничего себе. Уехал самовольно домой, как в первой, так и во второй четверти за два дня до начала каникул.

Постановили: вызвать Скрябикова на заседание педсовета с последующим обсуждением его поступков на собрании отряда и собрании класса.

О Петухове, ученике 10 класса. Петухов ходил по портрету товарища Сталина и говорил: «Я сам Сталин, я знаю не меньше его». Петухов был исключен из комсомола, и комсомольская организация просит исключить Петухова Николая из школы. Постановили: За пропуск школьных занятий, за пьянку и хулиганство в деревне Игнатьевой, за разложение учащихся (втягивание их в пьянку) педсовет постановил Петухова Николая из школы исключить.

От 22 января 1939 года

На повестке: Разбор учащихся о их поведении.

Москвин В. Г.: Качин Инн. Уроки не готовит, выражается не хорошими словами, учительниц младших классов называл на букву «Б» при учащихся на улице. Родители уделяют достаточного внимания, но воздействовать не могут.

Замаратский Адольф. Сам он лодырь, учебники изорваны, уроки не готовит. На уроках занимается другими делами. Стреляет из бритвочки в учащихся. Организация курения, побои учащихся.

Выступил Качин, родитель: Летом он (сын Иннокентий) жил в Коробейниковой, где избаловался. Помощь оказать я не могу, не в состоянии, так как я не грамотный и дома бываю редко.

Дальше в протоколе можно прочитать о принятых решениях в отношении этих нерадивых учеников.

Постановили: Организовать общественное питание в школе во время больших перемен, а также в интернате, чтобы ребята интерната могли получить горячую пищу.

Протокол педагогического совещания от 3 марта 1939 года. Присутствовал Зав. РОНО Кузаков.

Слушали тов. Васильева о работе комиссии по обследованию школы.

Тов. Козловский, не изучив учеников, не знает, кто является неуспевающим. И учащиеся эти остаются забытыми.

У тов. Рыбиной на уроке была допущена грамматическая ошибка, но преподавателем она не была признана, не смотря на замечания самих учащихся. На уроках Агапова учащиеся жалуются, что преподавание строится скучно, нудно и вместо коммунистического воспитания учащиеся засыпают на уроке.

Воспитательная работа среди педагогического персонала была поставлена крайне плохо. Отдельные учителя занялись даже ухаживанием за ученицами. Следует это проверить. Известно, что некоторые девушки-ученицы гуляют с посторонними. Нужна со всем этим решительная борьба. Все это исходит из остатков ликвидации вредительских элементов, взятых органами НКВД. В уборной на стенах написан был ряд нецензурных выражений об отдельных ученицах. Это влияло на моральное состояние этих учениц. Профсоюзная работа в разрезе этих вопросов отсутствовала, и последствия вредительства в школе остались.

Критика и самокритика находятся в зажатом кулаке. Товарищи, имея за собой недостатки, боятся критиковать других. Критика и самокритика должны быть развернуты не только в стенах школы, но и вне стен школы. Только этим путем можно оживить и оздоровить состояние школы. Наряду с недостатками школа имеет и положительные стороны: школа соревнуется, соревнуются учителя, проводится соревнование и в классах. Развернута и оборонная работа в школе. Но недостатков в школе более, нежели положительных сторон. Эти остатки вредительства необходимо вскрыть на данном совещании.

В витрине «У нас в СССР и за границей» вывешивается материал не в той стороне, где следует. Например, статья, говорящая о происхождении у нас, вешается в подзаголовке «За границей», что является контрреволюционным явлением. Плохо положение с буфетом и библиотекой.

 
 
 1931 г. Первый выпуск из школы крестьянской молодёжи
 
Протокол педсовета от 31 марта 1939 года

Грамотность 10 класса на низкой ступени.
Раев: Научить учащихся пользоваться словарем Ушакова, вести учет ошибок.
Жмуров: В присутствии учащихся директор читает «лекции» учителям. Директор не болеет за авторитет учителей.
Решили: доклады тов. Сталина, Молотова и Жданова начать изучать с 5 апреля два раза в неделю путем читки и выбрать чтецов.

 
 с. Нижнеилимск. Начальная школа. Построена в 1911 г.
 
 Протокол от 9 марта 1940 года

Снять с работы преподавателя географии Сверкунову Клавдию Апполоновну за опоздание 24 апреля 1940 года на 33 минуты.

От 22 января 1942 года

Прокопьев И. Ф.: Русский язык – это такая дисциплина, на которую должны обратить внимание все преподаватели.

Ступин И. К.: Сейчас с призывом ряда родителей в армию, некоторые учащиеся бросают школу, что недопустимо. До сих пор не изжито грубое отношение учителей к учащимся, правда редко, но бывает.

Решили: Строго соблюдать единый орфографический режим, усилить работу по культуре речи учащихся.

1943 год

Во избежание сбежки с урока, развернуть работу с классом.

Наблюдаются случаи возвышения оценок.

1944 год

Расхолаживает ребят внешний вид преподавателя.

 
 1942 г. 7 класс
 
 Производственное совещание учителей и техработников
 
 
 Из книги протоколов педсовета за 1947–1949 гг.
 
От 19 сентября 1947 года
 

Прокопьева К. И.: Подготовлен учебный год лучше прошлого года. Но есть некоторые недостатки: сырость в классах северной стороны здания, недостаток питьевой воды, беспорядок в уборной. Надо устранить это. Вопрос с дровами надо урегулировать, наша уборщица учителям не дает дров топить печи. Грубый поступок т. Погодаевой, публично оскорбившей меня, заслуживает серьезного осуждения.

т. Погодаева: Часть по моему адресу сказано правильно, но не все. Нас ценят тогда только, когда работаем. Никогда ничего нам не дают.

Педсовет от 19 октября 1947 года

Слушали сообщение директора средней школы т. Ступина о том, что многие ученики беспричинно не вышли в колхозы. Постановили:

За нарушение школьной дисциплины исключить из школы на две недели: Владимирова Г., Карнаухова Ю., Сизых В., Слободчикову Т.,Черных Д., Перфильева Л.

Поповой Нине снизить поведение до 4.

Заседание педсовета от 30 декабря 1947 года

Из выступлений:

Куклина Е. В.: 1 Б класс имеет низкую успеваемость. Основная причина в том, что дети детского дома не обеспечиваются наглядными пособиями (палочки, кассы и т. д.), разный возраст (7–14 лет), второгодников в классе 19 человек. Есть ученик, обучающийся 6-й год в 1 классе. Особенности у детей детдома, что нет дружбы, клички каждому даны.

Ступин И. К.: Низкая успеваемость начальных классов объясняется перегрузкой школы, но разгрузку школы произвести нельзя: некуда. В 1 Б низкая успеваемость, отчасти виноват и учитель, мог дополнительно проводить занятия в классной комнате детдома. …надо лучше и больше работать отдельно с каждым учащимся.

Протокол педсовета от 22 декабря 1955 года

Обсуждение решения ученического комитета о поведении ученика 8А класса Владимирова Н.

Председатель учкома Куклин А.:

Владимиров грубо обращается с учащимися и учителями, плохо относится к основной своей обязанности – учебе.

Перфильева Г. П.: Владимиров не выполняет распоряжения учителя. Было предложено Владимирову передать отцу сведения успеваемости. Он месяц не передавал отцу записки о своей неуспеваемости (получает только единицы). Пишет частушки нецензурные.

Погодаева В. Я.: Стращает тех ребят, кто выступает с замечаниями к нему.

Москвин В. Г.: Исключая ученика из школы, мы показываем этим свою лень, бессилие, не смогли перевоспитать Владимирова. Предложение: Строго предупредить и его, и родителей. Поступило два предложения. При голосовании большинство голосов 17 из 27 было за предложение: Принять Владимирова в школу и строго предупредить его.

 
1951 г. 7 класс
 

Педсовет от 18 февраля 1963 года

Обсуждение поведения учащихся Анкудинова В., Шестакова И., Зарубина Д.

Анкудинов В.: На вопрос: «Кто стал тебе мешать учиться?» Никто не мешал. Просто с дружками ходил часто и некогда заниматься. Друзья мои плохие. Моя просьба — если можно, то прошу меня оставить, я подтянусь.

Предложение Г. П. Перфильевой: Оставить в школе до малейшего проступка.

Верхотуров Ю. С.: Курит, ругается нецензурными словами, уши вянут. Я думаю, что учащимся, которые курят, матерятся, нет места в школе. Взрослый человек, но ничего не понимает. Учащиеся для него ничто. Издевается над учениками, над педколлективом. Сколько бы его не разбирали, он никогда не чувствует своей вины.

Просьба Анкудинова Вл.: Просит педсовет простить за проступок, дать ему неделю для исправления.

Обсуждение поведения Шестакова Игоря, ученика 9Б класса.

Шестаков И. вызван за курение и нецензурные слова.

Выступления:

Анисимова З. Х.: Игорь начал курить в 8 классе. Разбирали его в классе, на общешкольном комсомольском собрании, он давал обещания исправиться. Есть факты нарушения режима дня, дерзит с учителями.

Косточкина Р. И.: В прошлом году и этом Шестаков грубит. По английскому языку занимается плохо, до него не доходит, зачем нужен английский.

Покомеда М. М.: У Игоря много чувства высокомерия. Учителя считает букашкой.

Поступило два предложения:

1. Вынести строгий выговор с предупреждением, без обсуждения на педсовете исключить за малейшее замечание.

2. Отчислить Шестакова Игоря из школы.

По большинству голосов проходит первое предложение.

Педсовет от 11 января 1964 года

Слушали Щепину П. С.

В нашем коллективе чувствуется какое-то равнодушное отношение к русскому языку со стороны всех учителей, например, математики; биологи, историки не работают над языком. Организовать каждому учителю словарную работу по своему предмету.

Педсовет от 2 марта 1964 года

Разбор поведения учащихся Северина Вл., Оглоблина Вл.

Слушали Верхотурова Ю. С.:

По Северину Владимиру: Оказывается, в субботу у нас в школе был вечер, девочки вдруг сообщили, что наши мальчики в нетрезвом виде. Участником пьянки был как раз Северин. А когда я попросил его подышать, а у него и губы не шевелились, потому что был слишком пьян. При этом он груб был, что вы не врите (так сказал он мне). Потом сказал, что хоть вы снимите экспертизу с меня, то все равно не имеете права исключить из школы, так как у меня нет никакого выговора. Кроме того, он никого из товарищей не выдал.

Северин Владимир: Мы с Оглоблиным пошли в магазин и купили бутылку вина (белого). Денег насобирали сообща 3 руб. 17 коп. Было пять человек нас, собрали по 60 коп. Я считаю, что поступил неправильно.

Райспер Н. Т.: Я знаю Северина давно, считался в школе хорошим и дисциплинированным учеником. Семья у них хорошая. А какой у него брат, достойный подражанию. Надо разобрать его на комсомольском бюро.

Анисимова З. Х.: Я считаю, что его немедленно передать родителям и исключить его из школы, не место им в школе, которые позорят ее.

Верхотуров Ю. С.: Я считаю, что его нужно отчислить из школы, пригласить родителей, разобрать с ними этот вопрос.

Постановили: Дать ему строгий выговор с предупреждением об исключении, вызвать в школу родителей.

 
Учащиеся Нижнеилимской школы. Подготовка к выпускному балу
 

Педсовет от 9 ноября 1964 года

Райспер Н. Т.: Дежурные принесли в класс к уроку истории не ту карту, они получили в результате по 2. Дальше, прихожу на следующий урок, опять слезы, шум. Н. Е. поставила 2 за то, что учащийся не был на уроке и не понял материал. Я с упреком к Н. Е. за то, что она часто бывает очень резка с ребятами. Не нужно быть такой резкой. Это охлаждает отношение ребят к учителю.

Калошина Е. И.: Дисциплина создается всей системой воспитания. Ребята плохо ведут себя на уроках или плохо работают, не хотят работать. А если проанализировать работу учителя? Что ты не доделал, что не учел. Нам надо знать, что о нас ребята тоже говорят. Наша жизнь – дневник жизни для учащихся. Мы должны следить за своим поведением, интереснее строить работу. Никак не должен учитель опаздывать на дополнительные, на общественные мероприятия.

Агафонов Н. Г.: Ученица 10 А класса отрезала косы. Ученице 10 Б Прокопьевой осталось остричься налысо. Как можно Петуховой Л. носить форму? Разве это будет гармонировать с ее подкрашенными глазами? Надо это прекращать. Предлагаю: собрать этих «обезьян» и «шимпанзе» и здорово с ними поговорить.

 
1957 г. Последняя линейка
 

Педсовет от 9 декабря 1964 года

Обсуждение поведения учащихся 10 класса Черемных Александра и Ступина Геннадия.

Слушали Ю. С. Верхотурова о поведении учащихся Ступина и Черемных из 10 Б класса. Их вина в том, что после премьеры (они члены драмкружка) эти юноши оказались ночью в интернате у девочек. Подперли комнату ночной няне и садились на кровати, что вызвало слезы у девочек. Беда в том, что эти учащиеся хотели скрыть то, что наделали. Это совсем нечестно.

Ступин Г., заместитель секретаря комсомольской организации школы на вопрос: «Ты был в интернате?», он ответил: «А если был?» и ответил: «Не был и не докажете».

Слушали Ступина: После спектакля ходили по улице, были в интернате, вывернули лампочку.

Черемных дополнил, что никаких приставаний не было, просто ходили по комнате.

Погодаева К. П.: Спрашиваю девочек: «К кому они ходят? Зачем?». А те не знают.

И даже курят в интернате. У девочек сидят спокойно. Были они у девочек не 10 минут, а больше. И при разговоре в кабинете они вели себя не по-комсомольски.

Слушали Черемных Н. В. (родителя): Надо их наказать за вторжение в интернат в ночное время и за организацию шума и за ложь.

Щепин В. М.: Поставить «3» за поведение и объявить на линейке.

Педсовет от 1965 г.

Слушали Шанаурину Л. Н. о поведении учащихся 9Б класса.

Выступил Левченко: Хочу сказать о Дубровине и Устюжине. Плохое поведение, пререкаются. Ступин часто может взять книги и уйти из класса, нет дневников. Плохо учат уроки. Анучины постоянно опаздывают и своего места не знают.

Куклина В. И.: Это взрослые ребята. Носят часы. А вы их не заслужили. Зачем вы ходите в школу? Строить из себя скомороха. Неужели школа вас учит кривляться.

Предложения: строго предупредить и дать возможность кончить школу всем.

Постановили: Поставить 4 за поведение и объявить выговор на линейке.

Приказы (Нижнеилимская школа)

Приказ от 19 февраля 1935 года

Ученикам Лучкину Н., Белобородову И. (5 класс Г), Прокопьеву П. М. (5 класс А), Силину И. (5 класс Б), Яскулову (3 класс) за проявление гонения на пионеров, выразившееся в ловле пионеров за галстуки и обзывании «советским бараном», объявляю выговор с предупреждением, при повторении данного факта вопрос будет поставлен о пребывании в школе.

 
1954 г. Совет дружины
 

Приказ от 19 января 1939 года

24 января. День памяти свержения Колчака. Общее руководство Жмурова.

1. В 9–50 утра учащиеся выстраиваются в физкультурном зале под руководством Погодаева.

2. 10 часов утра доклад товарища Прокопьева В. П. Исторический обзор о Колчаке.

3. Беседа о красных партизанах, которые погибли.

4. Хор. «Песня Приамурских партизан». Организует и руководит т. Калошин П.Н.

5. 25 января проводится линейка, доклад т. Ступина И. К. «Учение Ленина, диктатура пролетариата».

Приказ от 28 ноября 1939 года

Дать предупреждение учителю литературы и русского языка Дурнову Михаилу Александровичу за опоздание на урок 23 ноября на пять минут.

Дать предупреждение Кириенко Анне Михайловне за роспуск ребят с урока на 7 минут 20 декабря.

Приказ от 30 января 1941 года

За поломку двери учащимся 6 класса Г Перетолчиным Николаем, объявляю последнему предупреждение и снижение отметки за поведение на «хорошо».

Взыскать с Перетолчина Николая стоимость ремонта двери в сумме пяти рублей.

1944 год

За активное участие на новостройке военного назначения (аэропорте) объявляю благодарность учащимся старших классов.

 
Аэродром в Нижнеилимске был построен жителями в 1943 г. как запасной на трассе «Аляска-Сибирь»
 

От 23 февраля 1948 года

Школе принять активное участие в обслуживании колхозов в период подготовки и проведения весеннего сева 1948 года, проведя следующие мероприятия:

1. На каждого учащегося собрать 10 кг золы и 1 кг куриного помета.

2. Организовать агротехкружок при колхозе «Красный Октябрь»

3. Провести культвыходы в колхозы «Калинина», «Кирова» 8 раз.

 
1949 г. Учащиеся Нижнеилимской школы на работе в колхозе
 

От 13 января 1950 года

За отличную учебу в первом полугодии премировать (40 учащихся). Каждому по 10 тетрадей.

Приказ от 1 сентября 1960 года

В связи с началом учебного года, в целях правильной организации ученого процесса запретить учащимся 1–10 классов посещать общественные места (кино, танцы, вечера) в вечернее время.

Разрешить 10 классу посещать кино на 8-часовой сеанс.

С 5 сентября ввести зарядку перед занятиями во всех классах, начиная занятия на пять минут раньше.

1965 год

Преподаватели физкультуры Банщиков Г. Н. и Закаблукин Ю. И. групповые занятия с юношами и девушками игнорируют и используют это время в личных целях. Они были устно предупреждены, однако Банщиков Г. Н. 26 мая снова ушел на охоту во время уроков, предоставив право заниматься с учащимися Ю. И. На урок явилось 4 ученика 9 В класса, и урок был сорван. Банщикову Г. Н. объявить строгий выговор.

 
1949 г.
Социальные группы
VK
ОК

Госуслуги | Решаем Вместе