28 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Максим Дудченко

1

    Есть в нашем городе «Сквер илимских партизан», в центре которого установлен памятник илимским партизанам. Под скромными мраморными плитами покоится прах участников Гражданской войны в Приилимье. Это Куклин Степан Степанович, Широков Петр Павлович, Говорин Михаил Ильич и Дудченко Максим Дмитриевич.

   Все дальше и дальше во времени мы уходим от со­бытий Октябрьской революции — «последнего решительного боя», окончившегося победой тех, кто готовил пролетар­скую революцию, принял в ней участие, выжил или погиб.

Максим Дудченко   Портрет М. Дудченко работы Замаратского Г.  И.


   Имя Максима Дмитриевича Дудченко хорошо известно на Илиме.  

   Год 2014-ый отмечен 130-летием со дня его рождения и 95-летием со дня гибели.

   Родиной М. Д. Дудченко является украинский городок Ржищев, где в 1884 году, в семье Дмитрия и Варвары родился сын Максим. Родители Максима были бедными ржищевскими кре­стьянами, официально освобожденными отменой крепо­стного права, но фактически полностью зависящими от местного  помещика. Небольшой клочок земли на окраине города, над  Днеп­ром, крохотная хата с земля­ным полом, покрытая почер­невшей от времени соломой, маленький сад  и — семеро детей. Кроме Максима в семье были еще сыновья: Василий, Григорий, Степан, Анастасий, сестры: Ольга и Ксения.
   Как и все дети Дудченко, Максим идет учиться в местную школу. Но закончить её не удалось. Постоянная нужда, бедность большие расходы на то, чтобы накормить, обуть и одеть всех, не поз­волили детям Дмитрия Ми­хайловича получить образова­ние. Максим и братья идут зарабатывать на кусок хлеба, нанявшись к ме­стному помещику.
   С этой поры он оказывается в среде рабочих, занятых на неболь­ших предприя­тиях Ржищева. Пролетариат городка в ту пору был пред­ставлен рабочими сахарного, чугунолитейного, лесопиль­ного и кирпичного заводов. Наблюдая зарождение революционного движения, Мак­сим становится свидетелем волнений, выступлений и ста­чек рабочих.
   Здесь, в среде рабо­чих, начинается его биогра­фия революционера. Здесь началось осмысливание жиз­ни и ее превратностей, пони­мание борьбы и ее целей. Здесь складываются его взгля­ды на существующий уклад жизни и отношение к господ­ствующему строю. Здесь начи­нается новая, полная тревог жизнь Максима Дудченко.
   Первые уроки политической борьбы Максим Дудченко по­лучает во время всеобщей стачки 1903 года, которая сы­грала большую роль в ре­волюционной борьбе пролета­риата и наметила переход к новой её форме – вооружен­ному восстанию. Максим полу­чил первое крещение, окунув­шись в разливающийся паво­док рабочего движения, и был подхвачен бушующими волна­ми штормового половодья 1905 года.

   В возрасте двадцати одного года Максим Дудченко стал солдатом цар­ской  армии.

   О дальнейшей жизни Максима Дудченко рассказывает «Суд­ное дело», которое остает­ся единственным документом, проливающим свет на биогра­фию Максима до ссылки на по­селение в Сибирь.

   В декабре 1905 года Дудчен­ко определен на службу в 62-й пехотный Суздальский полк, в котором он проходит начальный курс солдатской науки. После окончания курса откомандировывается к месту постоянной службы в 152-й пехотный Владикавказский полк. Его назна­чают в полковую учебную команду,  после прохождения ко­торой Максима производят в ефрейторы и поручают «воспи­тание» молодых солдат. Полк, в котором служил Дуд­ченко,  дислоцировался на территории Белоруссии, на линии Брест — Варшава. И нахожде­ние Владикавказского полка здесь было не случайным. С по­мощью военной силы царизм пытался удержать в повинове­нии восстающих против само­державия белорусов и поля­ков.

   За большевистскую пропаган­ду Максим Дмитриевич Дудчен­ко весной 1908 года был аресто­ван и заключен в Варшавскую цитадель. А в сентябре Варшавский во­енно-окружной суд признал М. Д. Дудченко виновным в со­вершении тягчайшего преступ­ления и по совокупности один­надцати статей Уголовного Уло­жения и Свода Военных Поло­жений приговорил к ссылке в Восточную Сибирь с лишением прав. Так, «по указу его импера­торского величества» -  российского самодержца — 24-лет­ний Максим Дудченко оказался в сибирской ссылке на  Илиме.

   По прибытию в Нижнеилимск  Дудченко работает печником, столяром. Познакомившись с колонией ссыльных, предвидя нелегкую борьбу с эсерами и меньшевиками, он создает груп­пу из ссыльных большевиков и поддерживающих ленинские позиции. Подпольную группу поддержи­вали и местные жители и, по сути дела, входили в нее и принимали активное участие в работе. На квартирах илимчан  Д. X. Погодаева,  А. И. Скареднева и парикмахера С. М. Шишкина подпольщики проводили тайные сходки и собрания. Главной целью их была пропаганда политики большевистской партии по вопросам отношения к крестьянству, к войне, по земельному вопросу и борьба за ограждение населения  от эсеро-меньшевистского влияния. Здесь готовились к дискуссиям, спорам и беседам среди  рабочих, крестьян и охотников-промысловиков. Эта группа в 1913 году организовала и провела первую на Илиме маевку.

Дом, где жил Дудченко М. Д. в 1910 −1919 гг. Улица. где жил Дудченко М. Д.


   Летом 1916 года в Нижнеилимске на предприятиях купца-промышленника Я. Черных вспыхивает подготовленная подпольщиками двухнедельная забастовка. Требования бастующих в основном были удовлетворены. Рабочий день сокращен на два часа, заработная плата повышена на 30 процентов. Популярность Дудченко росла, как росла и ненависть к нему со стороны купечества и полиции. Настроение рабочих и их отношения с администрацией купца резко изменились. Рабочие почувствова­ли в себе силу, с которой ку­пец не считаться  уже не мог.
   Позднее Дудченко был переведен на поселение в Усть-Кут. Здесь его застала Февральская революция 1917 года, давшая  возможность вернуться в Россию. В апреле 1917 года вместе с семьёй Дудченко выезжает в Иркутск и, получив удостоверение ссыльнопоселенца, выезжает на родину, в Ржищев.
   После четырехмесячного пре­бывания у родных и встреч с большевиками Украины Дудченко вновь возвращается на Илим.
  В Нижнеилимск он прибыл ранней весной 1918 года. Здесь его избрали членом Нижнеилимского Совета рабочих, крестьян­ских и солдатских депутатов. Созданию Советов на Илиме воспротивились мест­ные эсеры и меньшевики. М. Дудченко создаёт  инициативную группу из демобили­зованных фронтовиков. В нее вошли председатель Совета П. Н. Калошин, А. П. Зорин, С. Я. Романов.

   Поддержка фронтовиков бы­ла надежной и солидной. Одна­ко недолго суждено было ос­таваться Советской власти на Илиме. Иностранные интервенты, белогвардейцы заполонили Сибирь, а та­ежный Илим стал глубоким ты­лом для колчаковцев. Когда белочехи в июне 1918 года заняли Иркутск, радости  эсеров не было предела.  Но собрание фронтовиков, на котором выступали

М. Дудченко и депутат Чи­тинского Совета в 1917 году С. И. Косыгин, провалило эсеро-меньшевистскую резолюцию, выразив безусловную поддерж­ку Советской власти. Собрание положило начало созданию большевистской подпольной группы сопротивления, в кото­рую вошли многие фронтовики. Работа по созданию центра сопротивления началась задолго до прихода партизанского отряда Д. Е. Зверева.

 Нижнеилимск, улица Дудченко У библиотеки, место гибели Дудченко М. Д.


   Уже осенью 1918 года во главе с М. Д. Дудченко, A. Зориным и С. Я. Романовым создаются первые повстанческие отряды. Дудченко выступает на собраниях в селах и деревнях с призывом о  развертывании  повстанческого движения, создании партизанских отрядов и материальной базы для ведения партизанской войны, но преследуемый офицерами белогвардейских отрядов, он вынужден скрываться в тайге, на Хохловской заимке.

  Трагедия с М.  Д. Дудченко  произошла весной. Илим только что сбросил после долгой сибирской зимы свои ледяные оковы. Полноводная река несла свои мутные воды с остатками льда в Ангару. Рыбаки накидками-сачками, невода­ми ловили в Илиме рыбу, начиналась «вешняя пора», крестьяне начинали пахать и сеять, а некоторые жители были еще в лесу на «дроворубе» — заготовке  дров.

   За три дня до гибели Максиму сообщили запиской, что «в Нижнеилимске никого нет, можно не опасать­ся». Он вышел из тайги и находился в своем доме.

   Распутица была в полной си­ле, и никто не мог ожидать, что в это время из Илимска прибудет первый карательный отряд под командованием бело­гвардейского офицера — поручика  Вейса.

  18 мая каратели ворвались в домик Дудченко, произвели тщательный обыск, перевернули, как говорится, все «вверх дном». Его обнаружили в рус­ской печи, жестоко избили, а затем решили рас­стрелять. Избитого и истерзанного, повели по центральной улице в сторону поля. Каратели торопились с рас­правой над Максимом Дудченко, подталкивали прикладами, велели бежать и немедленно открыли из винтовок стрельбу по ногам. Он упал и крикнул: «Добейте меня, не мучайте. Всех все рав­но не перебьете, а идея, за ко­торую я боролся, будет жить!» Подскочил к Дудченко сам поручик Вейс, вынул из кобуры наган и выстрелил в упор.

  Рас­стрелян Дудченко на централь­ной улице села Нижнеилимск, называвшейся Большой, напротив здания ста­рой больницы. В советское время улица стала называться ули­цей  Карла Маркса.

  Трагическая гибель М. Д. Дудченко 18 мая 1919 года в Нижнеилимске была новым толчком, поднявшим илимчан на решительную борьбу с врагами Советской власти.  Группы С. Я. Романова и А.  П. Зорина уходят в тайгу, образовав первый партизанский отряд в рай­оне Нижнеилимска, который влился с приходом Зверева в его партизанское соединение. Партизанское движе­ние охватило весь таежный район.

Могила  Дудченко М. Д. во дворе школы с. Нижнеилимск Дом тайных сходок Дудченко М. Д.

 Подробнее о жизни и деятельности Максима Дмитриевича Дудченко  можно прочесть  в книгах и газете «Маяк коммунизма». Предлагаем список для чтения.

Черемных, А. Т. Зарево над Илимом: художественно-историческая хроника  – Иркутск: «Сибирская книга», 2008. – 368 с.
Замаратский Г. И. Поселенец – Иркутск: «Сибирская книга», 2013. – 315 с.
Елизаров, В. Максим Дмитриевич Дудченко // Маяк коммунизма. – 1970. – 22 янв.; 14, 16, 19 мая.
Елизаров В. Максим Дудченко, кто он был // Маяк коммунизма. – 1970. – 15, 22 янв.
Елизаров, В. Тайна затерявшейся фотографии: (О фотографии М. Дудченко и других ссыльных в Нижнеилимске с номерами газеты «Правда» в руках. Снимок сделан в 1912 – 1914гг.)  // Маяк коммунизма. – 1972. – 4 мая.
Скареднев, И. А. Максим Дудченко // Маяк коммунизма. – 1981. – 19 мая.
Прокопьева, Т.  Цветы у дорогой могилы: (О гражданской войне, о расстреле М. Дудченко и его могиле во дворе школы в Нижнеилимске)  // Маяк коммунизма. – 1967. – май.
Петрова, А. Жизнь за счастье людей: (Воспоминания дочери М. Д. Дудченко об отце)  // Маяк коммунизма. – 1977. – 5 нояб.

 

Памятник партизанам Илимского края в г. Железногорске-Илимском Могила М. Дудченко

Материал подготовили Ольга Филь и Валерия Гаврилова

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК