19 | 04 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Радищев и Грибоедов: малоизвестные факты и интересные совпадения в биографиях

1

    

Г. И. Замаратский  Радищев в Илимске И. Н. Крамской Портрет А. С. Гибоедова

    31 августа 2014 года исполнилось 265 лет со дня рождения Александра Николаевича Радищева (1749). Год  рождения Александра Сергеевича Грибоедова точно неизвестен – называются… три даты – 1795, 1794 и 1790. Наиболее часто указываемая дата – 1795, 4 (15) января – по записи в церковной метрической книге. Однако будет правильно считать, пожалуй, наиболее точным годом рождения писателя 1794-й. Потому как запись в церковной метрике в те годы производилась не в день рождения младенца, а, как правило, через некоторое время (длительностью до месяца и даже более), что было связано с подыскиванием имени ребёнку. А если так, то, принимая за год рождения Грибоедова 1794-й, в декабре 2014-го года получаем и 220-ую годовщину со дня рождения автора «Горя от ума»…

     Мало кто знает, что великие русские писатели Александр Николаевич Радищев и Александр Сергеевич     Грибоедов были   родственниками – бабушка последнего по материнской линии, Прасковья Васильевна Грибоедова,   приходилась первому двоюродной тётей. Грибоедов знал об этом родстве, но не афишировал его – даже спустя не только четверть века после создания «Путешествия из Петербурга в Москву», но и вплоть до 60-х гг. XIX столетия всякое упоминание об этом произведении и его создателе, как говорится, «было чревато»… Что уж говорить о показе родственных связей!

   Для нас, илимчан, эта информация, прежде всего, ценна тем, что оба имени – и Радищева, и Грибоедова – связаны с нашим краем. Радищева – непосредственно, Грибоедова – опосредованно: за сто лет до издания Радищевым своего бессмертного творения (1790), за которое он был сослан в Илимск и его приезда туда (1792), пращур создателя «Горя от ума», Григорий Фёдорович Грибоедов, служил в том самом Илимске воеводой и стольником (1691-1694). Что примечательно, также столетие разделяет даты покидания Илимска Григорием Грибоедовым (1694) и Александром Радищевым (1797).

   Ещё одной особенностью, объединяющей родственные фигуры двух классиков отечественной литературы, является наличие в их судьбах двух злых гениев, что интересно, также находившихся между собой в родственных отношениях… Действительно, мрачными персонажами в биографиях классиков русской литературы выступили отец и сын графы Завадовские.

   Пётр Васильевич Завадовский (1739-1812), бывший фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения России, более всего остального известен тем, что именно после угроз с его стороны первый русский просветитель Радищев покончил жизнь самоубийством (1802)…

   Через 15 лет сын Петра Завадовского Александр (1794-1856) сыграл не менее зловещую роль в судьбе – теперь уже Грибоедова. Поступки отца и сына Завадовских, роковым образом изменившие судьбы великих русских писателей, были вызваны разными обстоятельствами и заключались в следующем.

   П. В. Завадовский в 1802 году был главой Комиссии по составлению Свода законов. В её состав входил и вернувшийся из илимской ссылки Радищев, и здесь радевший за простых людей.

    Александром Николаевичем были составлены прогрессивные законопроекты: записка «О законоположении», «Проект Гражданского Уложения» и другие. Основополагающей их мыслью было уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний и пыток, свобода слова и печати. Также в этих документах Радищев призывал к уничтожению таких уродливых форм воплощения самодержавия, как «Табель о рангах» и продажа крестьян в рекруты. Радищев предлагал ввести суды присяжных и перейти к системе публичного судопроизводства…

       Один из богатейших помещиков государства, владевший немалыми территориями в Малороссии (Украине), Белоруссии и той части Польши, которая входила тогда в состав Российской империи, и являвшийся, таким образом, ярым поборником самодержавия, Завадовский обрушил на Радищева весь свой гнев, попутно пригрозив повторной ссылкой в Сибирь. Насколько огромным было давление, оказанное Завадовским на Радищева, красноречиво свидетельствует трагический финал жизни великого просветителя, которого в своё время не смогла сломить и ссылка в Илимск…

       В 1817 году Александр Сергеевич Грибоедов, музыкальный талант которого тогда на равных соперничал с писательским даром, был вовлечён в конфликт своих знакомых – камер-юнкера Александра Завадовского и штабс-ротмистра Кавалергардского полка Василия Шереметева. Последний, отпрыск одного из знатнейших и старейших дворянских родов, был небогат, горд и взбалмошен. Недостаток средств вынуждал его служить – пусть и в гвардии, но – служить. Служба была единственным источником его дохода. Эти обстоятельства являлись фоном продолжавшегося уже два года его весьма бурного, по свидетельству современников, романа с не менее одиозной балериной Истоминой…  Александр Завадовский, старший сын убийцы Радищева и главный наследник огромного состояния и графского титула, был избавлен, в силу этих «подарков судьбы», от необходимости жить на жалованье и числился по службе камер-юнкером (низший придворный чин). Прологом конфликта послужило свидание Завадовского с Истоминой, на которое её привёз Грибоедов – по просьбе Завадовского и потакая её желанию сменить поиздержавшегося поклонника на обеспеченного – что, конечно же, не делает Александру Сергеевичу чести… Шереметев сначала послал вызов на дуэль Грибоедову, а позже, разобравшись в ситуации, Завадовскому. Дуэль эта известна под названием «четверной» – по числу участников. Стрелялись не только Завадовский с Шереметевым, но также и Грибоедовс товарищем Шереметева, будущим известным декабристом Якубовичем. Последний был секундантом Шереметева, Грибоедов – Завадовского. Первая часть поединка в ноябре 1817 года окончилась трагически – Шереметев от тяжёлого пулевого ранения в живот скончался. Поединок между Грибоедовым и Якубовичем был отложен и состоялся лишь в 1818 году в Грузии – друг покойного Шереметева, по службе переведённый туда за участие в дуэли и видевший в Грибоедове виновника трагедии, отыскал того, бывшего в Тифлисе проездом с дипломатическим поручением, и предложил закончить дело.

     Во втором акте состоявшейся драмы Грибоедов был ранен Якубовичем в кисть левой руки пулей навылет.  Эта «четверная дуэль» перевернула мировосприятие Грибоедова. Из активного «прожигателя жизни», кутилы и повесы он в одночасье превратился чуть ли не в аскета, человека замкнутого и нелюдимого.  Вполне возможно, что он осознавал свою довольно неприглядную роль в конфликте, приведшем к поединку, и чувствовал свою вину в гибели Шереметева… Видимо, душевным состоянием Грибоедова в это время объясняется его отказ от назначения чиновником русской миссии в США и согласие писателя, через некоторое время,  на  должность секретаря при царском поверенном в делах Персии, что и предопределило его судьбу…   

    Ранение в руку  не позволило Грибоедову в дальнейшем совершенствовать свой талант музыканта – были повреждены сухожилия большого пальца и мизинца. Тем не менее, именно Грибоедову принадлежит честь написания первого русского вальса (1823).

     По иронии судьбы, после трагической гибели Александра Сергеевича от рук мусульман-фанатиков в начале 1829 года в Персии, его обезображенное тело было опознано только по тому самому увечью, полученному писателем на дуэли, перевернувшей его жизнь…

     В заключение, однако, следует сказать, что именно одному из злых гениев, сокративших жизни двух великих русских писателей,  а именно младшему Завадовскому – Александру – мы обязаны появлением в русской литературе героя с фамилией Чацкий. Хотя Александр Завадовский, рассказывая своему великому тёзке о жизни отца, знавшего некогда польского аристократа Чацкого, и представить себе не мог, что Грибоедов, используя в «Горе от ума» эту фамилию, разом обессмертит её в этом, одном из величайших, произведении мировой литературы!

 

                                                         Безгачев Д. В. библиограф Нижнеилимской ЦМБ им. А. Н. Радищева

Социальные группы
VK
ОК

Госуслуги | Решаем Вместе