28 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Из книжных новинок

1

От нашего друга Сергея Борисовича Ходова, заведующего научно-издательским центром Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург), пришла посылка с новой книгой (10 экземпляров!).

В сборнике «Зона неуверенного земледелия: Истории наших читателей» опубликованы работы участников акции «Народная память». Проходила акция в Санкт-Петербурге в 2022 году, организацию и проведение обеспечивала библиотека, в которой работает Сергей Борисович, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Маяковка — центр Народной Памяти, в этой библиотеке считают важным сохранение воспоминаний людей — свидетелей и участников различных событий истории страны. Вышло несколько тематических сборников — «После блокады» (2019), «Ровесники Победы» (2020), «Мое петербургское время» (2020), «Вспоминаем 2020 год» (2021).

В 2022 году читателям предложили вспомнить, как раньше отдыхали на маленьких дачных участках по 5–6 соток.
Вот из этих рассказов о жизни на «фазендах»  и получился новый сборник.

Воспоминания сотрудников Нижнеилимской центральной межпоселенческой библиотеки имени А. Н. Радищева «Ремонт, коронавирус и потерянные берега» уже были опубликованы в сборнике «Вспоминаем 2020 год».

В книгу «Зона неуверенного земледелия» включена наша статья «От града Илимска до дачного поселка».

В последнее время мы стали часто бывать на дачах в Илимске, поэтому решили поведать об этом историческом месте.

                                                                                                    Ирина Шестакова, Ольга Ксенофонтова

Строительство города Железногорска-Илимского началось в 1957 году. Молодые люди ехали сюда за заработком, «за туманом и за запахом тайги». А ждали их палатки, кирзовые сапоги, телогрейки, накомарники и тяжёлый физический труд. В свободное время занимались спортом, бегали в кино, на свидания и на танцы. Вот как описывал условия жизни один из первостроителей в письмах своей невесте: «Я понимаю, тебе очень трудно здесь будет: плохо
с жилищем, грязная работа не по специальности, глушь, тайга да ко всему сибирский гнус… Организация наша называется «Коршуновстрой», занимается строительством города Железногорска и горно-обогатительного комбината. На комбинате будет перерабатываться железная руда, которая будет добываться открытым способом здесь же. Город расположен в котловине среди гор, покрытых хвойным лесом. Больших рек рядом нет, только ручьи, но многие старожилы ездят ловить рыбу (по воскресеньям) куда-то за 18–20 км на Илим и озера. «Ловят» с таким пристрастием, что в понедельник, до обеда обычно голова болит, и работа из рук валится (обычный голос: «Ну, какая же ловля без поллитра! Она и клевать не будет!» — это они о рыбе. А кто из них — рыбаки или рыба — лучше клюет, еще не известно). Сейчас поспевает всякая ягода; молодежь днем, в воскресенье, пропадает в лесу. Вечерами, каждый день, танцы в курятнике, именуемом клубом; обычно духота такая, что без охлаждения больше двух танцев не выдерживаешь; кино показывают больше старое; открылся хороший широкоэкранный кинотеатр, но в нем крутят обычные кинокартины, изображение получается в четверть экрана. Это все об отдыхе, теперь о работе. 99,9% здешних жителей на работе грязны по уши, я хочу сказать, что они занимаются черной работой, в основном, строительством, и самые распространенные и нужные для строительства специальности — это штукатуры, маляры, плотники, бетонщики и т. д.».

Какое там огородничество! В 60-е и даже в 70-е годы никто и не помышлял о дачах.
Дачные кооперативы стали образовываться в конце 80-х начале 90-х прошлого века. Одним из первых появился дачный кооператив «Строитель». Расстояние от города45 км. Находится этот дачный посёлок на берегу Усть-Илимского водохранилища. А когда-то в этих местах было старинное село Илимск, которое исчезло с пуском Усть-Илимской ГЭС. Кстати, Илимск возник в 1630 году, когда отрядом атамана Ивана Галкина было поставлено зимовье. До сих пор на берегу водохранилища можно увидеть людей с металлоискателями, которые пытаются найти предметы старины. И находят!
На дачных участках иногда попадаются детали, свидетельствующие, что на данном месте, например, находилась машинно-тракторная станция.
Перед затоплением археологи производили раскопки. Была обнаружена сложная водоотводная система, деревянные трубы которой служили для подачи воды из родников. Было раскопано несколько жилых сооружений. Обнаружилось очень много изделий из кожи, дерева, железа, бронзы, бересты. Исследовались старые захоронения.
Ещё эти места знаменательны тем, что здесь в 1792–1797 годах отбывал ссылку Александр Николаевич Радищев. Археологам удалось определить местонахождение его дома, в раскопках которого участвовали школьники Илимска.
Радищева можно назвать одним из первых дачников в Приилимье.
Вот как вспоминал об этом его сын Павел:
«В Илимске Радищев нашел приготовленный для него дом, где было пять комнат, при нем множество служб, кухня, людские, сараи, погреба, огромная кладовая в два этажа, хлева, сад, обширный двор и большое место на берегу Илима, к которому впоследствии он прикупил два большие огорода за 20 рублей. Он тотчас старался запастись всем, что нужно для хозяйства, как-то: несколько коров, две лошади, всякие птицы, огородные овощи. Фруктового сада там не могло быть. Там не родятся ни яблоки, ни вишни, только в лесах много ягод…».
Из письма А. Н. Радищева к графу А. Р. Воронцову:
«Осмеливаюсь обратиться к вашему сиятельству с довольно нескромной просьбой: не соблаговолите ли вы прислать мне с благоприятной оказией немного семян дыни. При помощи парников со слюдяными рамами, каковые находятся в моём огороде, я надеюсь их вывести». Из других писем мы узнаём, что граф присылал ему семена и других культур. О том, что на Илиме удавалось выращивать арбузы, вспоминал и краевед Анатолий Степанович Бубнов: «Марию Степановну по прозвищу Марья Козыриха, знали по всему Илиму от Нижнеилимска до Ангары… труженица отменная. Еще в молодости выращивала она в Бубновой арбузы. Отец благочинный, прослышав про это, не поверил, специально приехал из Нижнеилимска. Угостила святого отца бабка свежим арбузом, собственноручно выращенным, и показала яму, в которой росли крутобокие. Это была теплица наоборот, не над землей, а под землей. В яму, глубиной до двух метров, на дно насыпался слой песка, затем разный мусор и сверху навоз».
Сейчас дачники не используют слюдяные рамы, почти у всех теплицы из поликарбоната. Иметь дачу — дорогостоящее удовольствие! Купить овощи, выращенные кем-то — намного дешевле. Но в выходные дни город пустеет, все стремятся к своим плантациям, чтобы вернуться после без сил.
По привычке одна наша коллега вырастила рассаду помидор, при всём том дачу она продала. Теперь пытается пристроить свои растения на дачах у знакомых, но свободного места нет ни у кого.
На въезде в современный Илимск есть скальник «Щёки Бухарина». У Юрия Александровича Бухарина, который был начальником «Коршуновстроя», тоже была дача в Илимске, для него специально была проведена телефонная связь. В 1984 году его обвинили в злоупотреблении служебным положением, в хищении. Два года провёл в заключении, вина его не была доказана.
Недалеко от дачного посёлка установлена мемориальная доска в честь японских моряков, которые в восемнадцатом веке жили в Илимске и преподавали там японский язык и морское дело в мореходной школе. Моряки с судна «Тагамару» попали в Россию в результате кораблекрушения.
Домики в современном дачном посёлке однотипны, но есть и оригинальные строения. Вот, например, дача, которую строил Альберт Александрович Гребёнкин. Поскольку он служил на флоте, то как у истинного моряка, крыша дачи сделана в форме капитанского мостика. Некоторые использовали брёвна старых домов села Илимска под строительство дач, а краевед Бубнов просто выкупил дом, который не был затоплен.
Есть дачи местных мафиози двухтысячных. Преступная группировка в течение 10-ти лет держала в страхе предпринимателей города и района. Все представители ОПГ осуждены, а у дач теперь другие хозяева. Эти дома, как венецианские — на воде. Огородов там не видно.
Однажды утром на берегу появился огромный крест. Неизвестно, кто его установил и зачем, но стоит он уже лет 12. Может быть, в память об Илимском остроге?
Совсем недавно сменился председатель кооператива. И сразу стали заметны перемены в лучшую сторону. Начался ремонт дороги, с одного из перекрёстков убрали свалку, заброшенные дома стали покупать новые хозяева. Появилась надежда, что в этом историческом месте будут установлены памятные знаки. Однажды группу молодых людей, стоявших на улице Радищева в дачном посёлке, спросили: «А кто такой Радищев?» Одна из версий — первый председатель кооператива.

 

Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК