01 | 03 | 2021
Главное меню
Укладка ламината на пол. Быстрая укладка ламината своими руками видео. Укладка ламината по диагонали. Пробковое покрытие для пола. Качественная укладка пробкового пола. Пробковый пол плюсы и минусы. Смеси для выравнивания пола. Быстрое выравнивание бетонного пола. Выравнивание пола стоимость. Самоделки для дома. Лучшие самоделки для дома своими руками. Полезные самоделки для дома. Как обустроить кухню. Как обустроить маленькую кухню быстро. Как обустроить кухню фото. Как открыть свой магазин. Хочу открыть магазин с большим капиталом. Сколько стоит открыть магазин. Диван своими руками. Как сделать диван своими руками для дома. Диван своими руками чертежи. Дизайн маленькой кухни. Красивый дизайн интерьера кухни фото. Малогабаритные кухни дизайн.
Краеведение
Территория чтения
Статистика
Яндекс.Метрика

Соединяющие людей и берега. Мосты в Илимске

1

   В  семейном фотоальбоме  Е. И. Калошиной увидела  вырезанную из газеты «Советская молодежь» от 7  ноября 1972 года статью  Н. Кривомазова «Люди у моста». В то время еще не разлились воды Усть-Илимского моря. Еще стоял в Илимске роскошный деревянный мост, а в двух километрах от него работал мостопоезд  441.  Возводился  бетонный мост, являющийся ныне частью автодороги Усть-Кут-Братск.  Строил  новый мост молодой инженер Анатолий Крискевич, и техники под его руководством было немало. Мост сдадут в эксплуатацию в 1977 году. После начала  затопления в 1974 году и до этого времени перевозки через Илим будут осуществлять  паромом.

     Макет первого моста в Илимске

   В 1972  году корреспондент приезжал в наш район, побывал в Илимске, беседовал со старожилами, посетил в городской школе № 1  музей, которым тогда заведовала Евдокия Иннокентьевна Калошина. Процитирую интересный очерк Н. Кривомазова: «Стоит в музее макет моста. Он сделан в 1934 году. Очень красивый макет. Не игрушка. Рабочая модель илимского моста.  Я про него много слышал. Года полтора назад хотел посмотреть на него, да все не получалось».

  Один из илимских дедов, Козлов,  в беседе с журналистом вспомнил, что за макет моста автор получил тысячу рублей (старыми). Интересно, а кто изготовил этот макет? Фамилия не названа. Другой старик, Пушмин, рассказал, что принимал участие в строительстве моста в 1930-ые годы.

  Очень захотелось увидеть этот макет, а заодно и узнать историю моста в Илимске.

  Бывшая жительница Илимска Тамара Ефимовна Прейн рассказала мне, что макет первого моста хранил в клубе ее односельчанин Скрябиков Терентий Степанович, человек,  фанатично  увлеченный историей края.  Он потом будет жить в Хребтовой (кстати, в доме, перевезенном из Илимска – постройки 1906 года), а модель моста перевезут в город, в школьный  музей. После расформирования фондов музея школы № 1  макет  моста окажется в историко-краеведческом отделе музея имени М. К. Янгеля  в  Железногорске-Илимском. Заходите в музей посмотреть на это деревянное чудо. Макету моста – 78 лет!

   Мост 1934 года.

  Еще из статьи Н. Кривомазова узнаю, что  для строительства Илимского моста потребовалось решение 17 съезда ВКП (б). Приезжали из Ленинграда в Илимск научные сотрудники. Исполнителем по постройке моста был А. Житник,  руководителем бригады — И. Сазонов.

Вот выдержки из приказов 1934 года: «Точное прикрепление сотрудников института к определенным производственным точкам дало положительные результаты как по производству, так и научно-исследовательской работе». «Выдачу продовольственного пайка производить в зависимости от выполнения норм выработки».  «Всю работу, проводимую т.  Житник по постройке моста, считать правильной». Можно только представить, как было трудно первым строить этот мост.  Какая в 30-ые годы могла быть техника? 

  И вот ведь, как всё в нашей жизни взаимосвязано – вдруг написал на сайте «Одноклассники» Анатолий Николаевич Закопырин, работающий сейчас над книгой «Записки начальника Братскгэсстроя». Он тоже вспомнил про мост и спросил, нет ли фотографии моста в Илимске, который строил Владимир Филиппович Изаак. Фотографии моста нашлись и в архиве Анатолия Степановича Бубнова, и в музеях города. От Нелли Изаак, проживающей ныне в Германии, узнаю, что это ее отец был   в 1949 году старшим прорабом перестройки Илимского моста. Нелли тоже отправила несколько фотографий и попросила своего брата Виктора написать всё, что он знает о  работе их отца по строительству моста в Илимске. Чувствуется, с каким волнением человек вспоминал.

   Мост 1949 года

   Из воспоминаний Виктора Изаак: «В 1947 году отец и мать были освобождены от « трудовой армии» под Решётами в Красноярском крае, куда они попали по указу Сталина от 30 августа 1941 года. Но это была не полная свобода и отца по направлению отправили в Каймоново Усть-Кутского района, где был построен первый мост отца на Ангаро-Ленском тракте через реку Кута. И это была как бы репетиция перед строительством Илимского моста. На самом деле мост в Илимске стоял уже давно, но многие элементы его сгнили настолько, что требовалось почти полная замена. Поэтому, говоря о реставрации моста, нужно понимать, что его по сути заменили целиком. Мост длиной 177,6 метра со сквозными пролетами представлял  собой три фермы Гау-Журавского длиной 55 метров каждая с проездом по низу. (Примечание: Американец Гау разработал конструкции деревянных мостов, а русский инженер Д. И. Журавский их усовершенствовал и видоизменил, сделав расчеты). Особенности конструкции моста  были таковы, что сгнившие элементы можно было менять, не разбирая всей системы. Строительство моста осуществлялось в1949–1950 годах.  Мост считался очень важным объектом на Ангаро-Ленском тракте, являющемся важной транспортной артерией в снабжении Усть- Кута и Якутии.

   В строительстве принимали участие около 300 человек, подавляющая часть которых не держала в руках топора. А принцип был таков: Вот вам лес, пилы, топоры, один 80- сильный трактор, три полутонные лебёдки и лошади. Работали в три  смены. Стук топоров эхом раздавался над Илимом. Отец мне рассказывал, что засыпал под этот стук, и если ночью звук прекращался, то он тотчас просыпался и шёл к мосту — что-то случилось. А ещё мне нравился рассказ о работе лошадей. Лошади были незаменимыми помощниками при заготовке и вывозке леса. Лошади тащили бревна до эстакады. Затем по бревенчатым эстакадам бревно поднималось теми же лошадями, и в какой-то момент падало в « лесовоз», и без всякой команды лошадь сама возвращалась на исходную позицию.  Гвоздей на стройке не было, поэтому сжигали прогнившие конструкции, а старые гвозди, костыли, прошедшие процесс закалки, шли в дело. Семь тысяч отверстий под металлические тяжи  просверлили вручную. Комиссия, принимающая мост в эксплуатацию, подъезжая к мосту, не без юмора отметила: «Какой красивый железный мост». Говорят, (от отца я это не слышал), что во время испытания  моста, когда по нему проходили большегрузные автомобили, отец, как в добрые старинные времена делали инженеры, стоял под мостом в знак того, что «я во всём уверен». Во время наполнения Усть-Илимского водохранилища в январе 1976 года мост затопило, а затем льдом сорвало мост с быков. Я родился в больнице  Илимска, это недалеко от моста. Уже в 80-х годах построил в родных местах  дачу и ещё долго наблюдал, как плавала, прибившись к берегу, одна из решетчатых ферм Гау –Журавского».

   Анатолий Степанович Бубнов сказал, что деревянный мост в Илимске сжечь было невозможно, так как брусья и бревна были пропитаны специальным составом.  Люди вылавливали просмоленные части моста и использовали их для постройки здешних дач.

     Н. Кривомазов завершил свою статью такими словами: «Мосты соединяют людей как берега». Лучше и не сказать!

                                                                                                                                                                                                                         Подготовила Ирина Шестакова

 

 

Каталоги и коллекции
Новинки литературы
Календарь событий
info :
Меню компонента iCagenda не опубликовано!
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31