17 | 05 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

«Главное в литературе — сказать своё…»

1

100 лет со дня рождения Ю. В. Бондарева

(15.03.1924–29.03.2020)

 
«Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
Сжигал и плавил всё на свете,
Что даже снег горячим стал.
И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег…»
                                     М. Львов
 
   
«Я не жалею ни об одном дне
своей военной молодости.
Я был самым обыкновенным солдатом
в многомиллионной армии
моих соотечественников.
Отечественная война — это наша юность,
наш тяжкий опыт, наша совесть, наше достоинство!»
                               Ю. Бондарев
 
   
   

Детство и школа

 
   

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области.

      Его предки по отцовской линии — уральские крестьяне, дед по матери — железнодорожный рабочий из Полтавы. Василий Васильевич Бондарев, отец будущего писателя,  воевал на фронтах Первой мировой войны. В 1919 году, во время Гражданской войны, вступил в партию большевиков, активно участвовал в становлении советской власти на Урале. Работал народным следователем, а потом, получив юридическое образование, в коллегии адвокатов.

        Жизнь и работа складывались так, что все двадцатые и начало тридцатых годов прошли в постоянных разъездах и переездах. Уже с сыном на руках Бондаревы колесили по Оренбуржью, Южному Уралу, Средней Азии. В 1931 году перебрались из Ташкента в Москву, в Замоскворечье, где Юрий пошёл в школу.

Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями — обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряду его интересов большое место занимали и книги.

       В школе Юра Бондарев издавал рукописный литературный журнал. Однако рано заявившие о себе «побуждения к писательству» и к литературной деятельности оборвала война. Детство кончилось.  Мальчик из Замоскворечья, книжный романтик, рыл окопы под Москвой и Смоленском,  потом – эвакуация в Казахстан, где Юрий окончил школу, работа в шахте.

   

 Армия и война

 
   

В августе 1942 года Юрия Бондарева призвали в армию, и после двух месяцев в пехотном училище в составе армии генерала Малиновского он попал на Сталинградский фронт, где командовал  минометным расчетом одного из полков 93-й стрелковой дивизии.

       В боях под Котельниковским он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии, участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

       Из госпиталя старший сержант Бондарев вышел в январе 1944-го. Далее — Западная Украина, Карпаты, Жешув, Санок, Польша, Чехословакия. В конце октября 1944 года его направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии, где и встретил День Победы.

        Он мог бы остаться в армии, но обстоятельства совпали с давним его желанием. И дело здесь не столько в стихах, которые он начал писать в училище, подражая Есенину, Блоку, Твардовскому, не столько в первых набросках-рассказах о войне, написанных в состоянии смутной потребности выразить что-то, сколько в тоске-мечте о Замоскворечье, о возвращении в светлый мир детства и юности.

       Домой младший лейтенант Бондарев вернулся в декабре сорок пятого, под самый Новый год. Первый тост — за погибших родных, близких и знакомых. В их числе — двоюродный брат Саша Гришаенко, который погиб уже после Победы, 11 мая 1945 года в Австрии. В их числе — десятки дворовых и школьных товарищей. Из довоенного его окружения уцелели только четверо.

       «Война была жестокой и грубой школой. Мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни. Но наш душевный опыт был переполнен до предела. Мы могли плакать не от горя, а от ненависти. Неиссякаемое чувство ненависти в наших душах было тем ожесточеннее, чем чище, ярче, ранимее было ощущение солнечного мира великих ожиданий…» (Ю. Бондарев)

   
   

Тропа в большую литературу 

 
   

После войны Ю. Бондарев всё чаще задумывается о том, чтобы записать свои раздумья и воспоминания, передать то, что он знал о жизни и людях. «Видимо, каждый неравнодушен к своему поколению и хочет напомнить о нем с ревнивой любовью», — писал Ю. Бондарев в статье «Моим читателям» (1975).

     Так в 1946 году он стал студентом Литературного института при Союзе писателей имени А. М. Горького, творческого семинара самого К. Г. Паустовского. «Паустовский сделал для меня чрезвычайно много: привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё. Вряд ли можно от учителя требовать большего…»

     Он попал в мир неведомый, ничего общего с прежней его жизнью не имеющий. И мир этот ему понравился; чем дальше, тем больше занимал его.

Печататься Бондарев начал в 1949 году, ещё будучи студентом. Первые рассказы выходили в журналах «Огонек», «Смена», «Октябрь».  В 1951 году он с отличием окончил институт и был принят в Союз писателей СССР.

      Рассказы Бондарева тех лет были «на стрежне» тогдашней литературы, равно как и герои этих рассказов: молодые специалисты, инженеры-строители, рыбаки, врачи,  конструкторы, капитаны речных судов, горные инженеры.

        Повесть «Батальоны просят огня» (1957), «первое собственно бондаревское произведение», «одно из первых истинно новаторских в нашей литературе произведений о Великой Отечественной войне».

Повесть стала классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и повесть о самом конце войны «Последние залпы» (1959) принесли Бондареву славу. В них была, по выражению критика, «беспримерная, обжигающая правда о войне».

       «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…», — сказал писатель Василь Быков о писателях-фронтовиках. Немецкий славист В. Казак повесть «Батальоны просят огня» воспринял как «первый вклад Бондарева в новую литературу о войне, основанную на «окопной правде» и направленную против псевдогероики, фальсификаций и официоза».

        Это была пронзительно правдивая, светоносная, хотя и горькая, так называемая «лейтенантская проза», проза «предельных ситуаций, испытывающих нравственные устои человека» на войне, обнажавшая суть конфликта между «совестью в ее высоком социальном значении» и узко понимаемым служебным долгом, изображавшая войну такой, какой она была.

   
   

Окопная правда 

 
   

Сам писатель так говорил об этом: «Окопная правда для меня, в первую очередь, — это очень высокая достоверность. Окопная правда — это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, обозначающими оборону. Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит все: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…»

       Следующий роман Бондарева «Горячий снег» (1970) принес ему «поистине ошеломительный успех». «Горячий снег» — «роман дня»: его действие охватывает одни сутки, одно событие — бои на подступах к Сталинграду, боевые действия всего одной батареи.

         «Мне хотелось одни и те же события или один и тот же эпизод увидеть глазами и командующего армией, и командира батареи, и глазами солдата, для того чтобы эти одинаковые эпизоды, высвеченные неодинаковыми людьми, вроде бы не совпадали по своей сути, но в то же время несли необходимую психологическую нагрузку…»

      Следующие романы: «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В ней Бондарев повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»).

       Со второй половины 70-х годов в периодической печати стали появляться этюды, небольшие рассказы Бондарева, объединенные одним названием — «Страницы из записной книжки».

   
   

Из мэтров в изгои

 
   

Обратившись к «малой форме», писатель размышлял над теми же проблемами, которые были в центре его романов, — жизни и смерти, добра и зла, молодости и старости. Эти публикации составили цикл миниатюр «Мгновения».

     1988 год. Время надежд, преобразований, гласности. Всеобщая эйфория. И вдруг на XIX партконференции возникает настоящий скандал. Именитый писатель Юрий Бондарев сравнивает перестройку «с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пунктах назначения посадочная площадка». Эта броская фраза, как и все выступление Бондарева, вызвала бурю негодования в кругах демократической интеллигенции. Из мэтра литературы, почти классика, Бондарев становится изгоем.

       В 1991 году Юрий Бондарев, вместе с А. Прохановым, В. Распутиным, Г. Зюгановым и другими писателями и политиками подписал «Слово к народу», обращаясь с призывом не допустить развала СССР.

      В 90-е годы Юрий Васильевич по-прежнему много пишет, в его голове множество замыслов и идей, а его работоспособности завидуют даже молодые писатели. Публикация каждого нового романа Ю. В. Бондарева вызывала живые отклики и даже споры у критиков и читателей.

        В 1994-м писатель отказался от ордена Дружбы народов, который был присужден ему в честь 70-летнего юбилея, отправив телеграмму Президенту Борису Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

       Его оценки современности предельно жестки: «Мы живем в безвременье, без больших идей, без естественной доброты и нравственности, без скромности и защитительной стыдливости… Наша свобода — это свобода плевка в свое прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое…»

   
   

Вечный мушкетер

 
   

Однако Юрий Бондарев не терял веры в будущее. Он оставался капитаном артиллерии, вечным мушкетером, романтиком-идеалистом.
И, конечно же, человеком чести — твердым, бескомпромиссным, не прощающим предательства. Он был убежден, что даже в самой страшной трагедии есть надежда.

        Труд писателя отмечен многими государственными и общественными наградами. Ю. В. Бондарев — Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской премии (1972), двух Государственных премий СССР (1974, 1983)  за романы «Берег» и «Выбор», Государственной премии РСФСР (1975)  за сценарии к фильму «Горячий снег», премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994), Всероссийской премии «Сталинград». Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Знак Почета, золотой медалью А. А. Фадеева, а также орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (ГДР). В 2004 году Юрию Васильевичу присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

           Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков. По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы.

      Ю. В. Бондарев — действительный член Академии российской словесности, Академии наук и искусства, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской и Крымской академий, председатель комиссии по присуждению международной премии М. А. Шолохова. Он был избран почетным профессором Московского государственного открытого педагогического университета имени М. А. Шолохова, где создан музей Ю. В. Бондарева.

         Лауреат Большой литературной премии России (2012),  премии «Ясная поляна» (2013) в номинации «Современная классика» за повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», Патриаршей литературной премии (2015).

         Ю. В. Бондарев скончался 29 марта 2020 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

   

Книги Ю. В. Бондарева

     
       
  1.  Бондарев, Ю. В. Собрание сочинений: в 6 т. / Юрий Бондарев. — Москва: Художественная литература, 1984–1986.
       
    2.  Батальоны просят огня: повести и рассказ / Юрий Бондарев; художник М. Иванов. — Москва: Детская литература, 2021. — 522, [2] с.: ил. — (Школьная библиотека).
       
  3. Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня; Последние залпы: повести / Юрий Бондарев. — Москва: Современник, 1984. —336 с. — (Сыновья века: серия книг о коммунистах).
       
  4. Бондарев, Ю. В. Берег: роман / Юрий Бондарев. — Москва: Военное издательство, 1992. — 379, [1] с.: ил. — (Военный роман).
       
  5.  Бондарев, Ю. В. Бермудский треугольник: роман / Юрий Бондарев. — Москва: ИТРК, 2010. — 318[2] с.
       
     6. Бондарев, Ю. В. Горячий снег: роман / Юрий Бондарев. — Москва: Вече, 2022. — 384 с. — (Военный роман).
       
  7.  Бондарев, Ю. В. Игра; Мгновения / Юрий Бондарев. — Москва: Художественная литература, 1987. — 287 с. — (Библиотека семейного чтения).
       
   8.  Бондарев Ю. В. Тишина; Выбор: романы / Юрий Бондарев. — Москва: Известия, 1983. — 732 с. — (Библиотека «Дружбы народов»). — (Библиотека семейного чтения).
       
    9.  Навеки — девятнадцатилетние: повести и рассказы о Великой Отечественной войне / составитель Ю. Н. Афанасьева. — Москва: Советская Россия, 1982. — 416 с. — (Библиотека юношества).
       
       
       

Социальные группы
VK
ОК

Госуслуги | Решаем Вместе