29 | 03 | 2024
Газеты
Статистика
Яндекс.Метрика

Новое о Хабарове

1

   Появление новых сведений, так или иначе связанных с историей родного края, всегда вызывало и продолжает вызывать неизменный интерес. Если же сведения эти относятся к историческому лицу, интерес этот – более высок.

  Имя Ерофея Хабарова (между 1605 и 1607 – 1670), великого русского землепроходца XVII столетия, известно, пожалуй, доброй половине населения нашей страны. Действительно, он – единственный из русских первооткрывателей раннего периода колонизации русскими восточных земель, в честь кого назван центр огромной территории на востоке России. Хабаров, по сути, явился вторым Ермаком, ещё одним человеком, который с относительно небольшим числом помощников присоединил к Русскому государству огромную плодородную территорию. Да, действительно, нет в России крупных городов и областей, названных в честь Афанасия Никитина, Ермака (Василия Аленина), Василия Пояркова, Семёна Дежнёва, Владимира Атласова, однако есть Хабаровск и  Хабаровский край…

  В начале текущего месяца в Центральную межпоселенческую библиотеку имени А. Н. Радищева – пусть и с серьёзным запозданием, но – поступили 4 экземпляра выпуска научно-популярного иллюстрированного журнала «Земля Иркутская» за 2013 год. К слову, сам журнал несколько лет назад был признан наиболее профессионально исполненным краеведческим изданием России. Так вот, в упоминаемом выпуске журнала помещена небезынтересная статья красноярского геолога и по совместительству автора произведений на историческую тематику Владимира Бахмутова, посвящённая образу первопроходца. Её название – «Зарисовки о Ерофее Хабарове».

  Статья очень содержательна – объём публикации составляет немалые даже по меркам журнала 19 страниц. При этом она ещё и очень критична по отношению к личности Хабарова.

  Автор подверг переосмыслению основные вехи жизненного пути землепроходца и попытался показать современным читателям Хабарова без героического ореола.

  Здесь следует сделать небольшое отступление.

  К сожалению, лишь небольшая часть илимчан осведомлена о том, что, по окончании своих походов на Дальнем Востоке, Ерофей Хабаров поселился в деревне Хабаровке Илимского воеводства, на реке Киренге. Это было следствием возведения его царём Алексеем Михайловичем в довольно высокое звание сына боярского (титул, аналогичный шевалье во Франции, эсквайру в Англии, идальго в Испании, обозначавший первую ступень служилого дворянства) и введения его (данные проф. Зуева А. С.) в состав гарнизона Илимского острога. Уместно напомнить также и о том, что именно Ерофей Хабаров заложил основы долгого благосостояния Приилимья и Приленья, заведя знаменитую илимскую пашню и построив первые солеваренные и винокуренные заводы в начальные годы своего пребывания в Илимском воеводстве… По иронии судьбы, последние годы жизни первооткрывателя прошли здесь же.

  Существуют две основные версии местонахождения захоронения Хабарова. По одной из них, автором которой является московский историк Г. Б. Красноштанов и которую горячо отстаивает его племянник, хабаровский филолог Сергей Красноштанов, могила Хабарова находится на территории современного Киренска. Вот цитата из интернет-источника – электронной версии газеты «Тихоокеанская звезда» (https://toz.khv.ru/special_issues/mir_ nevedomogo/gde_pokoitsya_erofey_khabarov/): «Кое-кто из жителей своими глазами видел надгробную плиту с указанием имени Ерофея Павловича Хабарова». Публикация под названием «Где покоится Ерофей Хабаров?»  увидела свет 18 июля 2014 года. Но, поскольку в этой статье не приведено фотоснимков с изображением надгробной плиты «с указанием имени Ерофея Павловича Хабарова», точно такое же (а, может быть, даже и большее) право на существование имеет версия, более близкая нам, илимчанам. Одним из первых её (отсылки к этому есть и в уже упоминавшейся интернет-публикации) озвучил этнограф С. В. Максимов (1831-1901). Согласно ей, Хабаров был погребён в Илимске. Действительно, среди части русских старожилов земли илимской бытовало предание, которое и легло в основу этой версии. Предание гласило, что Ерофея Хабарова похоронили вблизи Илимского острога и, несколько позже, рядом с его могилой была выстроена одна из древнейших церквей Илимского воеводства – Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Если принять во внимание исторические факты – Ерофей Хабаров скончался в 1670 году (по другим данным, в 1671), а церковь была выстроена в 1673 году – хронологически предание не противоречит действительности. Читаем у известного краеведа и исследователя деятельности Хабарова В. Елизарова: «Ну, а могила Ерофея Хабарова? Пока не найдена, но остаётся в легенде о «поросшем травой могильном холмике с ветхим лиственничным крестом» на левом берегу Илима, которую старожилы показали Радищеву». Если верить Елизарову, место захоронения Хабарова точно определялось через 125 лет после его погребения. Удивителен факт упоминания имени Радищева. Странно, однако, то, что вплоть до 1949 года – даты разрушения церкви, в просторечии называемой Введенской – ни различными местными администрациями, ни даже археологическими экспедициями, неоднократно работавшими в окрестностях Илимска – не было предпринято попыток установления достоверности предания…  Через четверть века над тем местом, где находилась Введенская церковь (и, возможно, могила Хабарова), сомкнулись воды Усть-Илимского водохранилища… За год до этого в местной прессе появился цикл статей В. Елизарова о месте захоронения первопроходца.

  Однако следует возвратиться к первоначальной теме этой статьи.

  Процитирую В. Бахмутова: «Сохранившиеся исторические документы характеризуют Хабарова как человека, который не упускал ни малейшей возможности для наживы, использовал для этого любые, в том числе и противозаконные способы и средства». Именно такое восприятие образа первопроходца красной нитью проходит через всё повествование В. Бахмутова. На фоне укоренившегося представления об образе Хабарова данная точка зрения выглядит более чем революционно. Аргументы, приводимые автором, весомы, да и текст набран правильным русским языком. Всё это – и, в особенности, новизна идеи – подкупает. Даже несмотря на парадоксальное упущение – в тексте отсутствует повествование не только о ранних годах пребывания Хабарова на территории Илимского воеводства, но и о, собственно, знаменитом походе в Даурию. Хронологически это – временной промежуток между 1632-м и 1653-м гг.  Без малого двадцать лет. Такой просчёт можно, пожалуй, объяснить лишь вынужденным купированием материала публикации вследствие ограниченности места в выпуске журнала. Досадно и то, что публикация, претендующая на известную степень научности, оказалась лишена простого списка источников, обращение к которым заинтересовавшихся статьёй читателей могло бы повысить интерес общественности к этой теме.

  В заключение необходимо, всё же, сказать о том, что высказанная В. Бахмутовым точка зрения не нова. Были в своё время серьёзные исследователи – например, доктор исторических наук профессор С. В. Бахрушин (1882-1950) – которые также критически относились к личности Хабарова…

  Для всех поколений ныне живущих илимчан, которым небезразлична история края, публикация В. Бахмутова будет интересна прежде всего тем, что в ней они найдут информацию о человеке, с именем которого связано то многое в истории Сибири, которое началось именно с Илимского острога, откуда Хабаров выступил в свой великий даурский поход.   

  Какими бы ни были идеи, провозглашённые в публикации красноярского исследователя, приглашаем всех желающих ознакомиться с данным материалом, а также и с другими интересными материалами по этой и другим краеведческим темам, находящимися в фонде Центральной межпоселенческой библиотеки имени А. Н. Радищева.

  P.S. В начале этого года в Интернете по адресу: http://bratsk.org/blog/show/243.html появилась ещё одна публикация, подписанная тем же В. Бахмутовым, в которой и вовсе говорится о том, что Ерофей Хабаров, возможно, жил в последние годы на территории современного Падунского района г. Братска (!), а, возможно, и вообще остаток жизни провёл… в Китае (видимо, одной версии автору было недостаточно). Приходится только разводить руками, наблюдая такие фокусы с историей в исполнении чрезвычайно ретивых исследователей истории Сибири. Прискорбно, что подобные умозаключения находят поддержку и у местной власти – иначе как объяснить следующие начальные строки упоминаемой интернет-публикации: «В Падунском районе города Братска на улице имени Хабарова установлена памятная доска с информацией о том, что где-то в этом районе похоронен знаменитый покоритель Приамурья».

  Тогда – если буквально следовать известной пословице, гласящей, что истина находится где-то посередине (в данном случае – между Братском и Киренском)не будет ли более оправданным установление подобного памятного знака хотя бы на Илимском мосту?! Ведь от него до места предполагаемого захоронения Ерофея Хабарова – всего около трёх километров вверх по течению Илима…

  При подготовке этой публикации были использованы издания из Фонда редких книг Информационно-краеведческого центра «Земля Илимская» Центральной межпоселенческой библиотеки имени А. Н. Радищева, за что большое спасибо методисту-краеведу Губа Татьяне Афанасьевне.

Гл. библиограф МКУК «Нижнеилимская ЦМБ имени А. Н. Радищева» Безгачев Д. В.

Литература:

  1.   Алексеев, А. И. Путь к океану [Текст] / Александр Алексеев // Алексеев, А. И. Сыны отважные России. – Магадан, 1970. – С. 15–27.
  2.   Бахмутов, В. Зарисовки о Ерофее Хабарове [Текст] / Владимир Бахмутов // Земля Иркутская. – 2013.— № 1 (42). – С. 4–22.
  3.   Бахрушин, С. В. Военно-промышленные экспедиции торговых людей в Сибири в XVII веке [Текст] / Сергей Бахрушин // Исторические записки. – 1941. – № 10. – С. 167–179.
  4.    Елизаров, В. В поисках могилы Ерофея Хабарова [Текст] / Виталий Елизаров // Маяк коммунизма. – 1973. – 13 ноября (№ 137), 15 ноября (№ 138), 17 ноября (№ 139), 22 ноября (№ 141), 27 ноября (№ 143).
  5.    Зуев, А. С. Амурский поход Хабарова [Текст] / Андрей Зуев // Зуев, А. С. Сибирь: вехи истории (XVI–XIX вв.): учеб. пособ. для ст. кл. общеобр. учрежд. – Новосибирск, 1998. – С. 56–61.
Госуслуги | Решаем Вместе
Электронный каталог
Социальные группы
VK
ОК