«Предлагаю: собрать этих „обезьян“ и „шимпанзе“ и здорово с ними поговорить»… Педсоветы во все времена
1
Подробности
Опубликовано 08.12.2020 16:56
1959 год. Репетиция физкультурных номеров во дворе Нижнеилимской школы
В 2021 году – 110 лет Нижнеилимской школе, которая находилась в старинном селе Нижнеилимске Иркутской области. В 1973 годув связисо строительствомУсть-Илимской ГЭС школа сожжена, 15 октября1974 года село Нижнеилимск затоплено. Сохранились Книги приказов и протоколов педсоветов, воспоминания педагогов и бывших учащихся «Школы на дне моря». Вот выдержки из протоколов педсовета (все выступления на педсоветах, все фразы тщательно записывались – читая их, словно видишь учителей и слышишьих голоса). Ох, эти педсоветы! Сколько драматизма, коллизий, разборок поведения разгильдяев, сколько судьбоносных решений принято! А как ощущается ход истории, дух времени!
1954–1955 гг.6 класс.Урок историив Нижнеилимской школе. Учитель Т. Н. Прокопьева
Протокол педсовета от 10 января1939 года
На повестке дня проработка Указа наркома просвещения об исключении учащихся из школы.
Выступает Москвин В. Г.: Вот у нас ученик первого класса Белобородов в настоящее время является в полном смысле дезорганизатором дисциплины в классе.Надо крепко подумать об исправленииу него дисциплины. Он еще ребенок и с такой крайней мерой, как исключение из школы нужно сугубо осторожно к нему подходить. Другое дело ученик десятого класса Петухов Н. –организатор пьянки и развала дисциплины учащихся более младших классов. К такому учащемуся нужно, конечно, подходить сурово и прямо сказать, что такому нет места в школе.
Жмуров И. А.: Злостных и неисправимых нарушителей дисциплины приказ не запрещает исключать, мы же боялись исключать, кого нужно было исключать. Калошин П. Н. ссылался на Конституцию, что де все имеют право на образование,и вот таким потворством помогаем врагам.
Иванов Я. А.: Мы к злостным, систематически нарушающим дисциплину подходим платонически, и поэтому учащиеся открыто заявляют, что за любое нарушение ничего не будет.
Ступин И. К.: Исключать неисправимых можно.
Постановили: Усилить воспитательную работу не только классным руководителям, но и всем преподавателям.
Куклин Н. В.: Практику ходить на уроки неподготовленными надо осудить. А этоу нас есть. Товарищи Агапов, Яценко, Козловский готовятся к уроку здесь, в учительской, где идет игра в бильярд. Шум, и поэтому качественной подготовки не может быть. Администрации не надо допускать на урокс такой подготовкой.
Голублев И. П.: Никакого преступления нет в том, что учителя готовятся к урокамв учительской.Что в ней нет порядка, что она не является комнатой, где можно отдохнуть и в свободные часы подготовить урок, это все видят – и администрация,и профсоюз.Надо в учительской создать условия для отдыха.
От 12 января1939 года
Постановили: Не допускать отсева из школы. Провести обследование в течение января всех квартир учащихся. Прекратить курение, игру в бильярдв учительской.
Слушали о нарушителях дисциплины.
Скрябиков В.в конце четверти, когда преподаватель черчения т. Черных А. В. поставил ему за вторую четверть плохую отметку подбежал к учителюс кулакамии кричал, что неправильно поставлена отметка. Вообще Скрябиков груб, дерется, матерится.
Тов. Жмуров И. А.: Скрябиков очень способен, схватывает быстро, но на замечания преподавателей огрызается, один раз даже на уроке вслух неприлично выругался.
Тов. Ступин И. К. говорит, что Скрябиков груб, но у негона уроках сидит ничего себе. Уехал самовольно домой, как в первой, так и во второй четверти за два дня до начала каникул.
Постановили: вызвать Скрябикова на заседание педсовета с последующим обсуждением его поступков на собрании отряда и собрании класса.
О Петухове, ученике 10 класса. Петухов ходил по портрету товарища Сталина и говорил: «Я сам Сталин, я знаюне меньше его». Петухов был исключен из комсомола,и комсомольская организация просит исключить Петухова Николая из школы. Постановили: За пропуск школьных занятий, за пьянкуи хулиганствов деревне Игнатьевой, за разложение учащихся (втягивание их в пьянку) педсовет постановил Петухова Николая из школы исключить.
От 22 января1939 года
На повестке: Разбор учащихся о их поведении.
Москвин В. Г.: Качин Инн. Уроки не готовит, выражается не хорошими словами, учительниц младших классов называл на букву «Б» при учащихся на улице. Родители уделяют достаточного внимания, но воздействоватьне могут.
Замаратский Адольф. Сам он лодырь, учебники изорваны, уроки не готовит.На уроках занимается другими делами. Стреляет из бритвочкив учащихся. Организация курения, побои учащихся.
Выступил Качин, родитель: Летом он (сын Иннокентий) жил в Коробейниковой, где избаловался. Помощь оказать я не могу, не в состоянии, так как я не грамотныйи домабываю редко.
Дальше в протоколе можно прочитать о принятых решениях в отношении этих нерадивых учеников.
Постановили: Организовать общественное питание в школево время больших перемен, а такжев интернате, чтобы ребята интерната могли получить горячую пищу.
Протокол педагогического совещания от 3 марта1939 года. Присутствовал Зав. РОНО Кузаков.
Слушали тов. Васильева о работе комиссии по обследованию школы.
Тов. Козловский, не изучив учеников, не знает, кто является неуспевающим. И учащиеся эти остаются забытыми.
У тов. Рыбиной на уроке была допущена грамматическая ошибка, но преподавателем она не была признана, не смотряна замечания самих учащихся. На уроках Агапова учащиеся жалуются, что преподавание строится скучно, нудно и вместо коммунистического воспитания учащиеся засыпают на уроке.
Воспитательная работа среди педагогического персонала была поставлена крайне плохо. Отдельные учителя занялись даже ухаживанием за ученицами. Следует это проверить. Известно, что некоторые девушки-ученицы гуляют с посторонними. Нужна со всем этим решительная борьба. Все это исходит из остатков ликвидации вредительских элементов, взятых органами НКВД. В уборнойна стенах написан был ряд нецензурных выражений об отдельных ученицах. Это влиялона моральное состояние этих учениц. Профсоюзная работа в разрезе этих вопросов отсутствовала, и последствия вредительства в школе остались.
Критика и самокритика находятся в зажатом кулаке. Товарищи, имея за собой недостатки, боятся критиковать других. Критика и самокритика должны быть развернуты не тольков стенах школы, но и вне стен школы. Только этим путем можно оживить и оздоровить состояние школы. Наряду с недостатками школа имеет и положительные стороны: школа соревнуется, соревнуются учителя, проводится соревнование и в классах. Развернута и оборонная работа в школе.Но недостатковв школе более, нежели положительных сторон. Эти остатки вредительства необходимо вскрыть на данном совещании.
В витрине «У нас в СССР и за границей» вывешивается материал не в той стороне, где следует. Например, статья, говорящая о происхожденииу нас, вешается в подзаголовке «За границей», что является контрреволюционным явлением. Плохо положение с буфетоми библиотекой.
1931 г. Первый выпуск из школы крестьянской молодёжи
Протокол педсовета от 31 марта1939 года
Грамотность 10 классана низкой ступени. Раев: Научить учащихся пользоваться словарем Ушакова, вести учет ошибок. Жмуров: В присутствии учащихся директор читает «лекции» учителям. Директор не болеетза авторитет учителей. Решили: доклады тов. Сталина, Молотова и Жданова начать изучать с 5 апреля два раза в неделю путем читки и выбрать чтецов.
с. Нижнеилимск. Начальная школа. Построена в 1911 г.
Протокол от 9 марта1940 года
Снять с работы преподавателя географии Сверкунову Клавдию Апполоновну за опоздание24 апреля1940 года на 33 минуты.
От 22 января1942 года
Прокопьев И. Ф.: Русский язык – это такая дисциплина, на которую должны обратить внимание все преподаватели.
Ступин И. К.: Сейчас с призывом ряда родителей в армию, некоторые учащиеся бросают школу, что недопустимо. До сих пор не изжито грубое отношение учителей к учащимся, правда редко, но бывает.
Решили: Строго соблюдать единый орфографический режим, усилить работу по культуре речи учащихся.
1943 год
Во избежание сбежки с урока, развернуть работу с классом.
Наблюдаются случаи возвышения оценок.
1944 год
Расхолаживает ребят внешний вид преподавателя.
1942 г. 7 класс
Производственное совещание учителей и техработников
Из книги протоколов педсовета за 1947–1949 гг.
От 19 сентября1947 года
Прокопьева К. И.: Подготовлен учебный год лучше прошлого года. Но есть некоторые недостатки: сырость в классах северной стороны здания, недостаток питьевой воды, беспорядок в уборной.Надо устранить это. Вопрос с дровами надо урегулировать, наша уборщица учителям не дает дров топить печи. Грубый поступок т. Погодаевой, публично оскорбившей меня, заслуживает серьезного осуждения.
т. Погодаева: Часть по моему адресу сказано правильно, но не все.Нас ценят тогда только, когда работаем. Никогда ничего нам не дают.
Педсовет от 19 октября1947 года
Слушали сообщение директора средней школы т. Ступина о том, что многие ученики беспричинно не вышлив колхозы. Постановили:
За нарушение школьной дисциплины исключить из школына две недели: Владимирова Г.,Карнаухова Ю.,Сизых В.,Слободчикову Т.,Черных Д.,Перфильева Л.
Поповой Нине снизить поведение до 4.
Заседание педсовета от 30 декабря1947 года
Из выступлений:
Куклина Е. В.: 1 Б класс имеет низкую успеваемость. Основная причина в том, что дети детского дома не обеспечиваются наглядными пособиями (палочки, кассы и т. д.), разный возраст (7–14 лет), второгодников в классе19 человек.Есть ученик, обучающийся 6-й год в 1 классе. Особенности у детей детдома, что нет дружбы, клички каждому даны.
Ступин И. К.: Низкая успеваемость начальных классов объясняется перегрузкой школы, но разгрузку школы произвести нельзя: некуда. В 1 Б низкая успеваемость, отчасти виноват и учитель, мог дополнительно проводить занятия в классной комнате детдома. …надо лучше и больше работать отдельно с каждым учащимся.
Протокол педсовета от 22 декабря1955 года
Обсуждение решения ученического комитета о поведении ученика 8А класса Владимирова Н.
Председатель учкома Куклин А.:
Владимиров грубо обращается с учащимисяи учителями, плохо относится к основной своей обязанности – учебе.
Перфильева Г. П.: Владимиров не выполняет распоряжения учителя. Было предложено Владимирову передать отцу сведения успеваемости. Он месяцне передавал отцу записки о своей неуспеваемости (получает только единицы). Пишет частушки нецензурные.
Погодаева В. Я.: Стращает тех ребят, кто выступает с замечаниямик нему.
Москвин В. Г.: Исключая ученика из школы,мы показываем этим свою лень, бессилие, не смогли перевоспитать Владимирова. Предложение: Строго предупредить и его,и родителей. Поступило два предложения. При голосовании большинство голосов 17 из27 былоза предложение: Принять Владимирова в школуи строгопредупредить его.
1951 г. 7 класс
Педсовет от 18 февраля1963 года
Обсуждение поведения учащихся Анкудинова В.,Шестакова И.,Зарубина Д.
Анкудинов В.: На вопрос: «Кто стал тебе мешать учиться?» Никто не мешал. Просто с дружками ходил часто и некогда заниматься. Друзья мои плохие. Моя просьба — если можно, то прошу меня оставить, я подтянусь.
Предложение Г. П. Перфильевой: Оставить в школедо малейшего проступка.
Верхотуров Ю. С.: Курит, ругается нецензурными словами, уши вянут. Я думаю, что учащимся, которые курят, матерятся, нет места в школе. Взрослый человек, но ничегоне понимает. Учащиеся для него ничто. Издевается над учениками, над педколлективом. Сколько бы его не разбирали,он никогдане чувствуетсвоей вины.
Просьба Анкудинова Вл.: Просит педсовет простить за проступок, дать ему неделю для исправления.
Анисимова З. Х.: Игорь начал курить в 8 классе. Разбирали его в классе,на общешкольном комсомольском собрании, он давал обещания исправиться. Есть факты нарушения режима дня, дерзит с учителями.
Косточкина Р. И.: В прошлом году и этом Шестаков грубит. По английскому языку занимается плохо, до негоне доходит, зачем нужен английский.
Покомеда М. М.: У Игоря много чувства высокомерия. Учителя считает букашкой.
Поступило два предложения:
1. Вынести строгий выговор с предупреждением, без обсуждения на педсовете исключить за малейшее замечание.
2. Отчислить Шестакова Игоря из школы.
По большинству голосов проходит первое предложение.
Педсовет от 11 января1964 года
Слушали Щепину П. С.
В нашем коллективе чувствуется какое-то равнодушное отношение к русскому языку со стороны всех учителей, например, математики; биологи, историки не работают над языком. Организовать каждому учителю словарную работу по своему предмету.
По Северину Владимиру: Оказывается, в субботуу насв школе был вечер, девочки вдруг сообщили, что наши мальчики в нетрезвом виде. Участником пьянки был как раз Северин. А когдая попросил его подышать, а у негои губыне шевелились, потому что был слишком пьян. При этомон груб был, что вы не врите (так сказал он мне). Потом сказал, что хоть вы снимите экспертизу с меня, то все равно не имеете права исключить из школы, так как у меня нет никакого выговора. Кроме того, он никогоиз товарищейне выдал.
Северин Владимир: Мы с Оглоблиным пошли в магазини купили бутылку вина (белого). Денег насобирали сообща 3 руб.17 коп.Было пять человек нас, собрали по 60 коп.Я считаю, что поступил неправильно.
Райспер Н. Т.: Я знаю Северина давно, считался в школе хорошим и дисциплинированным учеником. Семья у них хорошая. А какойу него брат, достойный подражанию. Надо разобрать его на комсомольском бюро.
Анисимова З. Х.: Я считаю, что его немедленно передать родителям и исключить его из школы,не место им в школе, которые позорят ее.
Верхотуров Ю. С.: Я считаю, что его нужно отчислить из школы, пригласить родителей, разобрать с ними этот вопрос.
Постановили: Дать ему строгий выговор с предупреждениемоб исключении, вызвать в школу родителей.
Учащиеся Нижнеилимской школы. Подготовка к выпускному балу
Педсовет от 9 ноября1964 года
Райспер Н. Т.: Дежурные принесли в класск уроку истории не ту карту, они получили в результате по 2. Дальше, прихожу на следующий урок, опять слезы, шум. Н. Е. поставила 2 за то, что учащийся не былна уроке и не понял материал. Я с упреком к Н. Е. за то, что она часто бывает очень резка с ребятами.Не нужно быть такой резкой. Это охлаждает отношение ребят к учителю.
Калошина Е. И.: Дисциплина создается всей системой воспитания. Ребята плохо ведут себя на уроках или плохо работают, не хотят работать. А если проанализировать работу учителя? Что тыне доделал, что не учел.Нам надо знать, что о нас ребята тоже говорят. Наша жизнь – дневник жизни для учащихся. Мы должны следить за своим поведением, интереснее строить работу. Никак не должен учитель опаздывать на дополнительные,на общественные мероприятия.
Агафонов Н. Г.: Ученица 10 А класса отрезала косы. Ученице 10 Б Прокопьевой осталось остричься налысо. Как можноПетуховой Л. носить форму? Разве это будет гармонировать с ее подкрашенными глазами? Надо это прекращать. Предлагаю: собрать этих «обезьян» и «шимпанзе» и здоровос ними поговорить.
1957 г. Последняя линейка
Педсовет от 9 декабря1964 года
Обсуждение поведения учащихся 10 класса Черемных Александра и Ступина Геннадия.
Слушали Ю. С. Верхотуровао поведении учащихся Ступина и Черемных из 10 Б класса. Их винав том, что после премьеры (они члены драмкружка) эти юноши оказались ночью в интернатеу девочек. Подперли комнату ночной няне и садилисьна кровати, что вызвало слезы у девочек.Беда в том, что эти учащиеся хотели скрыть то, что наделали. Это совсем нечестно.
Ступин Г., заместитель секретаря комсомольской организации школы на вопрос: «Ты был в интернате?»,он ответил: «А если был?» и ответил: «Не был и не докажете».
Слушали Ступина: После спектакля ходили по улице, были в интернате, вывернули лампочку.
Черемных дополнил, что никаких приставаний не было, просто ходили по комнате.
Погодаева К. П.: Спрашиваю девочек: «К кому они ходят? Зачем?». А тене знают.
И даже курят в интернате.У девочек сидят спокойно. Были ониу девочек не 10 минут,а больше.И при разговоре в кабинете они вели себя не по-комсомольски.
Слушали Черемных Н. В. (родителя): Надо их наказатьза вторжениев интернатв ночное время и за организацию шума и за ложь.
Щепин В. М.: Поставить «3» за поведениеи объявитьна линейке.
Педсовет от 1965 г.
Слушали Шанаурину Л. Н. о поведении учащихся 9Б класса.
Выступил Левченко: Хочу сказать о Дубровинеи Устюжине. Плохое поведение, пререкаются. Ступин часто может взять книги и уйтииз класса, нет дневников. Плохо учат уроки. Анучины постоянно опаздывают и своего места не знают.
Куклина В. И.: Это взрослые ребята. Носят часы. А вы их не заслужили. Зачем вы ходитев школу? Строить из себя скомороха. Неужели школа вас учит кривляться.
Предложения: строго предупредить и дать возможность кончить школу всем.
Постановили: Поставить 4 за поведениеи объявить выговор на линейке.
Приказы (Нижнеилимская школа)
Приказ от 19 февраля1935 года
Ученикам Лучкину Н.,Белобородову И. (5 класс Г), Прокопьеву П. М. (5 класс А), Силину И. (5 класс Б), Яскулову (3 класс) за проявление гонения на пионеров, выразившееся в ловле пионеров за галстукии обзывании «советским бараном», объявляю выговор с предупреждением, при повторении данного факта вопрос будет поставлен о пребываниив школе.
1954 г. Совет дружины
Приказ от 19 января1939 года
24 января. День памяти свержения Колчака. Общее руководство Жмурова.
1. В 9–50 утра учащиеся выстраиваются в физкультурном зале под руководством Погодаева.
2. 10 часов утра доклад товарища Прокопьева В. П. Исторический обзор о Колчаке.
3. Беседа о красных партизанах, которые погибли.
4. Хор. «Песня Приамурских партизан». Организует и руководит т. Калошин П.Н.
5. 25 января проводится линейка, доклад т. Ступина И. К. «Учение Ленина, диктатура пролетариата».
Приказ от 28 ноября1939 года
Дать предупреждение учителю литературы и русского языка Дурнову Михаилу Александровичу за опозданиена урок23 ноябряна пять минут.
Дать предупреждение Кириенко Анне Михайловне за роспуск ребят с урока на 7 минут20 декабря.
Приказ от 30 января1941 года
За поломку двери учащимся 6 класса Г Перетолчиным Николаем, объявляю последнему предупреждение и снижение отметки за поведение на «хорошо».
Взыскать с Перетолчина Николая стоимость ремонта двери в сумме пяти рублей.
1944 год
За активное участие на новостройке военного назначения (аэропорте) объявляю благодарность учащимся старших классов.
Аэродром в Нижнеилимске был построен жителями в 1943 г. как запасной на трассе«Аляска-Сибирь»
От 23 февраля1948 года
Школе принять активное участие в обслуживании колхозов в период подготовки и проведения весеннего сева 1948 года, проведя следующие мероприятия:
1. На каждого учащегося собрать 10 кг золы и 1 кг куриного помета.
2. Организовать агротехкружок при колхозе «Красный Октябрь»
3. Провести культвыходы в колхозы «Калинина», «Кирова» 8 раз.
1949 г. Учащиеся Нижнеилимской школы на работев колхозе
От 13 января1950 года
За отличную учебу в первом полугодии премировать (40 учащихся). Каждому по 10 тетрадей.
Приказ от 1 сентября1960 года
В связи с началом учебного года, в целях правильной организации ученого процесса запретить учащимся 1–10 классов посещать общественные места (кино, танцы, вечера) в вечернее время.
Разрешить 10 классу посещать кино на 8-часовой сеанс.
С 5 сентября ввести зарядку перед занятиями во всех классах, начиная занятия на пять минут раньше.
1965 год
Преподаватели физкультуры Банщиков Г. Н.и Закаблукин Ю. И. групповые занятия с юношамии девушками игнорируют и используют это время в личных целях. Они были устно предупреждены, однако Банщиков Г. Н.26 мая снова ушел на охотуво время уроков, предоставив право заниматься с учащимисяЮ. И. На урок явилось 4 ученика9 В класса, и урок был сорван. Банщикову Г. Н. объявить строгий выговор.