Героический маршрут — имена, самолеты, аэродромы

1
Опубликовано 22.02.2023 16:54
Просмотров: 358

 Младшая лига — 7 команд, средняя лига — 5 команд, старшая лига — 4 команды, взрослая лига — 4 команды. Всего 20 команд участвовали в патриотическом турнире на кубок ДОСААФ «АлСиб — трасса мужества». В своем выступлении руководитель Нижнеилимского отделения ДОСААФ Николай Владимирович Липатов пообещал для победителей турнира организовать поездку по трассе «Вилюй» к памятным знакам.

Составителям вопросов и знатокам необходимо было изучить серьезную тему — историю авиатрассы «Аляска — Сибирь», по которой в годы Великой Отечественной войны из США в СССР по программе ленд-лиза перегоняли боевые самолеты. Для подготовки были рекомендованы электронные ресурсы (документальные фильмы, статьи),
а также материал из местной периодики о строительстве аэродрома в селе Нижнеилимске.

Кто из летчиков доставил в июле 1942 года в Москву американскую правительственную комиссию для согласования вопросов по началу перегонки самолетов; в каком городе началось формирование 1-ой перегоночной Краснознаменной авиационной дивизии ГВФ и кто был назначен командиром этой дивизии; когда начал действовать воздушный мост АлСиб, пункты маршрута, модели и доставленное по трассе количество самолетов и кто, по мнению американцев, мог летать по этой трассе — обо всем этом были заданы вопросы.

Знаете ли вы, где установлены памятники, посвященные строителям Нижнеилимского аэродрома и летчикам трассы АлСиб на территории нашего района?

А как называется новая книга М. И. Денискина, иркутского журналиста, посвященная 80-летию авиатрассы АлСиб? Кстати, впервые он услышал об этой трассе мужества, когда в 1983 году приезжал в наш Железногорск-Илимский с заданием газеты «Советская молодежь» написать очерк про учительницу Ф. А. Перфильеву (подругу летчицы Паны Прокопьевой). Оказалось, что муж Фаины Андреевны — Александр Прокопьевич работал начальником радиостанции на аэродроме в селе Нижнеилимске. Так увлекла эта тема журналиста, что он стал участником экспедиций по поиску пропавших в сибирской тайге самолетов, написал несколько историко-краеведческих книг.

Участники турнира успешно выполняли задания, хотя были и курьезные ответы (мы про «Денискины рассказы»).
Не засчитывали неправильное написание фамилий, названий городов, аэродромов, даже если ошибка в одну букву (В. К. Коккинаки, а не Кокконаки, 
И. П. Мазурук, а не Мазарук, Музукин и Мурзмак). Посчитали неверным ответ «газоход». Нужна была конкретика, ведь специальное сооружение для доставки горючего из Илимска в Нижнеилимск было названо по имени начальника отделения Якуттранса — «Юмашев» (мало ли других газоходов).

В двух вопросах давали по два балла (про имена Заломина и Максимова — два Ивана и начальный и конечный пункты маршрута АлСиб).

Результат всеобщий — подробнее узнали о легендарной  авиатрассе, о мужестве перегонщиков, о том, что «самым жутким было отстать от своих, потеряться», как вспоминал летчик-истребитель Василий Попов. Итоги смотрите, как всегда, в таблицах.

                                                        Ирина Шестакова, Ольга Ксенофонтова